Как воскрес экраноплан «Лунь»

Сегодня нам кажется, что человечество не может забыть ранее изобретенные технологии. К сожалению, так происходит далеко не всегда.

Экраноплан "Лунь" на берегу Каспийского моря.

Долгое время оставались забытыми и уникальные машины — экранопланы. Самый известный из них получил официальное название «Лунь» и прозвище «истребитель авианосцев».

В чем уникальность этой монументальной машины? Несмотря на то, что внешне «Лунь» похожа на самолет, она совсем не предназначена для полета над облаками. Экраноплан — это вид надводного транспорта, который парит над поверхностью воды, не погружаясь в нее и не поднимаясь в воздух на большую высоту. Такое решение позволяло практически полностью избегать подводных и воздушных радаров и сделать из «Луни» отличный образец техники, который мог бы противостоять большинству морских угроз.

Несмотря на сложную конструкцию, основной принцип работы экраноплана достаточно легко объяснить. Строго говоря, название «экраноплан» происходит от экранного эффекта, который происходит из-за разницы давления между крыльями и поверхностью воды.

Все дело в том, что в процессе движения воздух над поверхностью крыла проходит быстрее, чем над поверхностью воды. Таким образом создается воздушная подушка, которая удерживает «Лунь» над водой. Интересно, что при такой необычной конструкции максимальная скорость экраноплана достигала 500 км/ч, что сильно превосходит возможности военных кораблей.

Экраноплан "Лунь" в процессе испытаний; 1980-е. Фото из открытых источников.

«Лунь» был спущен на воду 1987 и проходил испытания до 1989 года. По типологии новый тип машины было решено отнести к морским судам. Вес экраноплана составляет около 400 тонн. На его вооружении находилось шесть крылатых ракет 80М «Москит». Подобный боезапас в совокупности с высокой скоростью позволял кораблю быстро преодолевать большие расстояния и поражать практически любые морские цели.

Кабина экраноплана "Лунь". Фото из открытых источников.

После развала СССР уникальная машина была оставлена ржаветь на берегу Каспийского моря. В начале 2000-х от концепции экранопланов отказались и ближайшие десятилетия корабль должен был отправится на металлолом.

Однако эта история получила приятный конец, так как правительством было принято решение сохранить и отреставрировать «Лунь», а также сделать его центральной часть нового парка «Патриот» в Дербенте, который откроется в 2023 году. Летом 2021 года «истребитель авианосцев» вышел в последнее плаванье, но, к сожалению, только на буксире.

Буксировка "Луни" в Дербент. Источник фото: "Военное образование".

Но даже это не стало концом последнего экраноплана. Уже многие конструкторские бюро ведут разработки по созданию новых версий гражданских и военных машин этого типа. За основу для новых кораблей берутся наработки, используемые при постройке «Луни».

Морской многоцелевой грузопассажирский экраноплан А-005-514 ЦКБ по версии СПК им. Р.Е. Алексеева. Источник фото: сайт телеканала "Звезда".

Пока что все уменьшенные копии моделей испытываются в аэротрубах, а прототипы проектируются в визуальных редакторах. Остаётся надеяться, что на основе этой технологии появится много удивительных разработок будущего.

Как воскрес экраноплан «Лунь»