Факты о Георгии Вицине

В 1936 году весь театральный мир Москвы был потрясен любовной историей. Молодой актёр Вицин полюбил не просто кого-то, а актрису Дину Тополеву, жену народного артиста СССР Николая Хмелёва, художественного руководителя студии, которая впоследствии стала Театром имени Ермоловой.

Вицину было всего 19, а Тополевой — 35, но она ответила на его чувства и покинула своего мужа. Они были вместе более 10 лет, хотя так и не зарегистрировали свой союз официально.

Можно было предположить, что после такого измены актёрская карьера Вицина окончена. Но Хмелёв проявил милосердие, простили свою жену и своего ученика Вицина, продолжая давать ему новые роли.

Интересно отметить, что когда Вицин был женат, а актриса осталась одна и серьезно заболела, Георгий Михайлович ухаживал за ней. Он приносил ей еду, покупал лекарства, оплачивал услуги нянек. Более того, его законная супруга Тамара Фёдоровна всегда поддерживала его в этом.

«Вицин познакомился со своей официальной женой в Театре им. Ермоловой, — говорит директор Музея трёх актёров Владимир Цукерман. — Тамара Мичурина, племянница известного селекционера, работала там проп-мастером. Согласно истории, рассказанной самой Тамарой Фёдоровной, их знакомство произошло на Пасху. Она пришла в реквизиторию, где люди принесли куличи и пасху. И в комнату вошёл Вицин с крашеным яйцом в руке. «Девочки, я пришёл похристосоваться», — сказал он. Они обменялись тройным поцелуем, взглянули друг на друга… и начали встречаться».

«Он так изящно заботился о своей будущей жене!» — вспоминал Яков Костюковский, сценарист комедий Гайдая. «Тамара была весьма привлекательной женщиной. Вицин всегда предпочитал таких, он утверждал: «Пышная женщина куда привлекательнее, чем тощая девушка, напоминающая карандаш».»

В 1936 году весь театральный мир Москвы был потрясен любовной историей.

Вицин исполнил роль Труса семь раз. Затем он стал Хмырем в «Джентльменах удачи», и пьяницей в комедии «Не может быть». Сценарии менялись, но его образ оставался неизменным — обычный выпивоха и простофиля.

Аудитория иногда полагала, что в реальной жизни он тоже любитель выпить, и к нему часто подходили незнакомцы с предложением: «Будешь третьим?» На что он отвечал: «Нет, я могу быть только четвертым, такова концепция». Пока люди пытались понять его слова, он уже уходил.

На самом деле Вицин не пил алкоголь. Это вызвало проблемы на съемках «Кавказской пленницы». По сценарию Вицину требовалось опустошить кружку пива за один глоток, но он категорически отказывался. Он предложил заменить пиво на шиповник. Они сняли первый и второй дубли… Он выпил уже пять кружек, когда кто-то заметил: «Это не сработает! Нет пены!»

Никулин предложил положить вату в кружку, но Вицин не выдержал: «Шестая кружка просто не влезет в меня. Будь то с ватой или без!» «Как скажете, — вмешался режиссер Леонид Гайдай. — Но снимать ещё один дубль придётся. И с реальным пивом». И так, трезвеннику Вицину пришлось насильно выпить кружку.

***

В официальных документах и на могиле Вицина указана дата рождения 18 апреля 1917 года. Однако на самом деле он родился в 1918 году, и добавил себе год, чтобы ускорить поступление в театральное учебное заведение. Заявленное место рождения актёра — Петроград (ныне Санкт-Петербург) — тоже не соответствует действительности. Он родился в Финляндии, в селе Териоки, которое позднее стало частью СССР (сегодня это город Зеленогорск Ленинградской области). Кстати, в этом городе установлен памятник Вицину:

В 1936 году весь театральный мир Москвы был потрясен любовной историей.-2

В актерской фильмографии Вицина также имеются несоответствия. Считается, что его первая роль в кино была опричником в фильме Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный». Однако Георгий Михайлович заявлял, что никогда не видел Эйзенштейна и впервые появился на экране в роли железнодорожника в фильме Сергея Юткевича «Здравствуй, Москва». Это было в 1945 году.

В 1936 году весь театральный мир Москвы был потрясен любовной историей.-3

Позднее Григорий Козинцев взял его на роль Гоголя и планировал использовать в «Гамлете». В целом, Вицину предсказывали карьеру драматического актёра, но после выхода в 1961 году короткометражки Гайдая «Пес Барбос и необычный кросс» его кинокарьера изменила направление. Он превратился в Труса, а роль Гамлета исполнил Смоктуновский.

В 1936 году весь театральный мир Москвы был потрясен любовной историей.-4

Георгий Вицин мог обладать всем: автомобилями, загородными домами, богатством. Но у него не было страсти к материальным благам. «Он был человеком, не преследующим материальных благ, — отмечает Владимир Цукерман. — Стремился к простоте в жизни. Он уклонялся от навязчивой общественности, уединяясь в своем доме или наслаждаясь природой с холстом и кистями».

Под конец своей жизни Вицин участвовал в комедийных концертах, а заработанные средства тратил на покупку еды для бездомных собак.

В 1936 году весь театральный мир Москвы был потрясен любовной историей.-5

Георгий Вицин сыграл более сотни ролей в кино. Зрители полюбили его за роль Труса, хотя сам актер предпочитал свою роль сэра Эндрю в «Двенадцатой ночи» (1955 год) под руководством режиссера Яна Фрида. «В Англии была опубликована статья, которая очень меня порадовала, в ней говорилось, что я точно поймал английское чувство юмора, — отмечал актёр в одном из интервью. — Но почему-то Би-би-си прозвала меня «Выпин». Может быть, телеканал предвидел мои будущие «пьяные» роли в кино?»

В 1936 году весь театральный мир Москвы был потрясен любовной историей.-6

В молодости Вицин часто получал роли стариков, в то время как в более зрелом возрасте он играл молодых людей. В фильме «Максим Перепелица» он сыграл деда Мусия, который в сценарии был на 30 лет старше его. В возрасте 38 лет он снялся в «Запасном игроке», где исполнил роль 18-летнего Васи Веснушкина.

В 1936 году весь театральный мир Москвы был потрясен любовной историей.-7

Беззаботного 28-летнего юношу в «Женитьбе Бальзаминова» Георгий Михайлович сыграл уже в возрасте 48 лет. Сценарий был создан специально для него, но процесс съемок начался только через десять лет. Естественно, за это время актёр стал старше. «Я сам сделал себе грим, — рассказывал Вицин. — Где-то применил краску для создания сеточки, где-то добавил веснушки, чтобы скрыть морщины. Подобрал парик, подправил нос. Смешал шпаклевку с красной краской, чтобы лицо выглядело «похудевшим». Режиссер взглянул на мои творения и сказал: «Снимем!». Из-за такого сложного грима сам Вицин шутливо называл картину «Женитьбой Бальзамированного».

В 1936 году весь театральный мир Москвы был потрясен любовной историей.-8

Вицин серьезно увлекался йогой. Он практиковал стойки на голове, занимал позу лотоса, не употреблял мясо и регулярно медитировал. Интересно, что в йогу его ввел Савелий Крамаров, с которым они встретились на съемках «Джентльменов удачи». Актеры быстро подружились: оба играли эксцентричных персонажей в кино, но в реальной жизни были образованными и интеллигентными людьми.

В 1936 году весь театральный мир Москвы был потрясен любовной историей.-9

Когда Крамаров переехал в Америку, он передал все свои копии материалов по йоге (йога тогда была запрещена) Вицину.

Однажды Вицина узнали в очереди и начали предлагать ему пройти вперед. «Я не Вицин, я его брат», — попытался ввести людей в заблуждение актёр. «У тебя такой восхитительный брат, что и ты имеешь право пройти без очереди — проходи!»

lifesmilegoess.ru