Наверняка, каждый из вас хоть раз задумывался о том, как корабли преодолевают различные искусственные препятствия на своем пути. И если с мостами все понятно, то как быть с ГЭС (Гидроэлектростанция), которые полностью перекрывают реку монолитным сооружением? Тем более до ГЭС и после уровень воды кардинально отличается!
Так как, в основном, ГЭС строят на больших судоходных реках, то этот вопрос очень актуален, и инженерам пришлось разработать специальные системы, позволяющие рекам оставаться пригодными для судоходства.
Существует 2 способа переправки судов через плотину ГЭС. Начнем, пожалуй, с менее интересного, а самое вкусное оставим на потом.
1) Шлюзовая система.
Это специальная камера или система камер, которые разделены между собой специальными затворами (воротами). Судно заходит в камеру, после этого затворы закрываются и уровень воды в камере искусственно поднимается или снижается в зависимости от того, куда надо попасть кораблю.
Плюсы: простое устройство, дешевизна обслуживания.
Минусы: низкая пропускная способность. Одно шлюзование занимает от 10 до 20 минут в среднем, в камере может размещаться одновременно несколько судов.
2) Судоподъемник (судовой лифт)
Судоподъемник — комплекс механизмов, позволяющий осуществлять подъём и спуск судов с одного уровня водного пути на другой . Различают судоподъемники двух видов.
Первый — это судоподъемники, которые перемещают судно в камере, наполненной водой. Это увеличивает энергозатратность, но снижает риск повреждения корпуса корабля.
Второй вид — судоподъемники, перемещающие суда без использования воды. Судно поднимают на специальные опоры, на которых оно и преодолевает путь. Если корабль очень тяжелый и не подготовлен к такому способу транспортировки, то велика вероятность его повреждения.
Судоподъёмник Красноярской ГЭС
Судоподъёмник Красноярской ГЭС
Фолкеркское колесо в Шотландии (вращающийся судоподъемник)
Теперь вы знаете, что ГЭС это не преграда для судоходства!