Кнут для актрисы

Щелчок был таким громким, что услышали в усадебном флигеле. Это граф Сергей Каменский выражал недовольство. Вечером его собственная труппа сыграла, на его вкус, слишком слабо. Актеры путали слова, а главная исполнительница роли не показала, в должной мере, своего мастерства. Каждый на орловщине знал, что за такое бывает. Кнут для актрисы или актера был рядовым явлением в поместье Каменского.

кадр из фильма "Крепостная актриса"

кадр из фильма «Крепостная актриса»

Фельдмаршала Каменского, «остроумного живчика» (по выражению мемуариста Филиппа Вигеля), в 1809 году зарубил топором собственный крепостной. В округе не удивились – Михаил Федотович слыл суровым барином, а еще охочим до женской красоты.

Жена давно разъехалась с ним, и у фельдмаршала поселилась на правах фаворитки дворовая Настаска. Шушукались, что граф Каменский забрал у крестьянина невесту, а тот и отправился вершить правосудие. Так или иначе, в 1809 году поместье перешло в руки его сына, Николая. А спустя два года, после внезапной смерти первенца, к другому сыну, к Сергею.

«Он унаследовал худшие свойства своего отца», — говорили про графа Каменского.

Вспыльчивый, на редкость щепетильный, мелочный и злопамятный, Сергей Михайлович поселился на орловщине после 1812 года. Дважды был женат, имел тринадцать детей, но, как и отец, был не прочь угоститься у чужого стола. Понравившаяся девушка переселялась в усадебный флигель, рядом с главным домом, где Каменский и навещал ее. А затем придумал особый знак расположения – портрет, который следовало носить на груди.

Если фаворитка проявляла себя как должно, и граф оставался ей доволен, то она была обязана появляться с большим круглым медальоном, где был изображен Сергей Каменский. Когда же у графа имелся повод гневаться на нее, то девушка выходила из дома с другим портретом – где Каменский был изображен со спины. Дворня знала об этом и потешалась над несчастной.

граф С. Каменский

граф С. Каменский

Еще до получения наследства граф Каменский мечтал о собственном театре. Теперь, став хозяином угодий, он развернулся «в полный рост». В первой трети девятнадцатого века домашние театры в России еще были, но переживали период своего упадка. Слишком дорого было теперь содержать труппу, музыкантов, само здание театра! Расцвет таких увеселений пришелся на конец XVIII столетия, но Каменский упорно шел к своей цели. В 1815 году затея была осуществлена.

Для крепостного театра построили деревянное здание с белыми колоннами и красной крышей. На представления приглашались все желающие, а число зрительских мест было рассчитано на пятьсот человек. И зал практически всегда был полон! Говорили, что у Каменского прекрасно играют. Что его хор – один из лучших в России. И что репертуар отличается свежестью и актуальностью…

иллюстрация к произведению Н.Лескова "Тупейный художник"

иллюстрация к произведению Н.Лескова «Тупейный художник»

Не все знали тогда, какой ценой давался этот успех. Каменский и с обычными крепостными обходился жестоко, а актеров своих и вовсе не щадил. Достать кнут для актрисы он не стеснялся, если считал, что та не проявила себя.

«Спектакль хорошо шел, потому как мы… приучены были к страху и мучительству. Но своё исполнение делали так, что ничего и не заметно… Со сцены видели и графа, и его брата. Наш тихий-претихий… Это у него всегда бывало перед самой лютостью. И все мы млеем:

«На кого его зверство обрушится!»

Н.Лесков «Тупейный художник»

Билеты стоили недорого, и Каменский лично занимался их реализацией. А еще ему нравилось приглашать особых гостей – состоятельных соседей, столичную публику, знаменитостей… Говорили, что Каменский пытался уговорить знаменитого актера Михаила Щепкина (бывшего крепостного графа Волкенштейна) играть в своем театре, но тот отрицательно покачал головой.

Граф был одержим своим театром! Если узнавал, что у кого-то имеются подходящие актеры, из числа дворни, ехал и лично знакомился. Например, за хорошенькую Аграфену, крепостную Офросимовых, он отдал целую деревню. А все потому, что девушка дивно танцевала и изумительно пела!

Каменский мечтал о столичном размахе и... разорялся

Каменский мечтал о столичном размахе и… разорялся

Костюмы, содержание труппы, приглашённые звёзды, которые играли несколько раз за сезон, и многое-многое другое вскоре пробили брешь в финансах графа Сергея Каменского. Он практически разорился, стараясь сделать свой театр не хуже, чем в столице. От бессилия злился и всё чаще наказывал крепостных. Ему пришлось продавать унаследованные земли, чтобы сохранить свое главное детище, а в 1834 году Каменский умер.

С своем завещании он распорядился дать вольную всем актерам и музыкантам. Труппа разошлась по губернским театрам, а актриса Аграфена Кравченко стала протеже того самого Михаила Щепкина. Но еще долго на орловщине вздрагивали от имени графа Каменского. Того, кто всегда держал при себе кнут для актрисы.

Кнут для актрисы