Ну как киношечка? Бездарный фильм! Тетя, искусство по-прежнему в большом долгу. Что, опять Новый год?!

Ирина Мирошниченко в фильме "Старый Новый год". Фото - яндекс-картинки

Ирина Мирошниченко в фильме «Старый Новый год». Фото — яндекс-картинки

Ах, этот Старый Новый год! И за что мы его так любим! Старый Новый год — это святое. По трепетности отношения россиян празднование 13 января ничуть не проигрывает 31 декабря. И как всякое значимое явление, окончательный переход к новому календарному исчислению имеет свои знаки и коды в искусстве.

Фото - Яндекс-картинки

Фото — Яндекс-картинки

Фильм Олега Ефремова и Наума Ардашникова «Старый Новый год» — один из самых ярких символов народного праздника. И хотя ни прежде, ни теперь не вижу себя в числе его фанатов, признаю несомненную ценность картины. И любовь советского зрителя перешла по наследству к молодой российской публике совершенно справедливо. В моей семье кино смотрят с преогромным удовольствием, и это хороший выбор.

Фото - Яндекс-картинки

Фото — Яндекс-картинки

Сегодня ни слова о незначимом, поднимаем до праздничных высот его отнюдь не скромные достоинства.

Хорошая литературная основа, как правило, половина успеха любого фильма. Имя Михаила Рощина гарантирует практически стопроцентный. Забавная сюжетная линия. Интересные герои. Яркие, живые диалоги. А фейерверк крылатых фраз, словно запущенный в новогоднее небо, осел блестящими искорками в народной речи.

— Время обнимать и время уклоняться от объятий.

— Скорее бы ночь прошла, и снова на работу.

— Если ребенок плохо учится, пусть хоть одевается хорошо.

— В библиотеку запишусь, рассказ «Каштанка» дочитаю.

— Сколько вытечет портвейна из открытого бассейна…

Вячеслав Невинный и Ксения Минина - семейная пара Себейкиных. Фото - яндекс-картинки

Вячеслав Невинный и Ксения Минина — семейная пара Себейкиных. Фото — яндекс-картинки

Безусловным достоинством картины является блестящий актерский состав — Ирина Мирошниченко, Евгения Ханаева, Александр Калягин, Петр Щербаков, молодой Борис Щербаков, Георгий Бурков, Владимир Трошин и другие. Почти все артисты были заняты и в театральной постановке МХАТ. Слаженность актерской игры только добавила фильму особой свободы. Но Вячеслав Невинный, на мой взгляд, явная актерская доминанта.

Евгений Евстигнеев, Вячеслав Невинный, Виктор Петров. Фото- Яндекс-картинки

Евгений Евстигнеев, Вячеслав Невинный, Виктор Петров. Фото- Яндекс-картинки

Действие, напомню, происходит в многоквартирном доме. Две семьи, каждая за своим столом, отмечает Старый Новый год. Впрочем, стола в одной из квартир и нет. Глава, вернувшись с работы без настроения, решил начать новую жизнь с выноса семейной мебели. Ну дело, как говорится, хозяйское. Кабы не было заметно, что все обременяется каким-то намечающимся личностным кризисом:

—Кладбище. Всю всю неделю снится кладбище…

—Пятницкое или Ваганьковское?

— Кладбище идей…

Александр Калягин в роли Петра Полуорлова и Петр Щербаков - друг семьи Гоша. Фото- Яндекс-картинки

Александр Калягин в роли Петра Полуорлова и Петр Щербаков — друг семьи Гоша. Фото- Яндекс-картинки

Кризис отнюдь не связан с возрастом. Это, в принципе, нормально — время от времени пересматривать свои ценности. Почему бы не в Старый Новый год? Всяко определенный переходный период для каждого человека. Особенно достается в таких пересмотрах материальной стороне жизни, проще говоря, вещизму.

Вещи, вещи…Стыдно!

Ирина Мирошниченко в роли Клавдии Полуорловой. Фото - Яндекс-картинки

Ирина Мирошниченко в роли Клавдии Полуорловой. Фото — Яндекс-картинки

Замечено, что в жизни такое неоднозначное отношение к вещам характерно больше для мужчин. Вот и в фильме они как бы противостоят материальности в поддержку духовности. И добрую часть картины бушуют по этому поводу.

Но в предфинальных сценах вдруг начинают говорить словно от лица своих жен. А женщины, как и жизни, держатся изо всех сил за торшеры , хрустальные бокалы и прочую бытовую ерунду. Да и не ерунду вовсе — а того, что необходимо человеку для удобной жизни.

И правда, как всегда, посередине. Для человека все важно — и красивый быт, и высокая духовность. Золотой закон жизни. Поэтому наши революционеры, очистившись в бане от суетных идей, вернулись в нормальный мир материальной гармонии и духовного совершенства.

Георгий Бурков - тесть Петра Себейкина. Фото - Яндекс-картинки

Георгий Бурков — тесть Петра Себейкина. Фото — Яндекс-картинки

И между этими мятущимися главами семейств весь фильм снует, мягко говоря, не очень трезвый старичок . Чрезвычайно важный для понимания сути персонаж. Не то, чтобы новый толстовский Платон Каратаев, но этакий рощинский носитель библейской мудрости — Адамыч.

Он в итоге и сподвиг мятущихся соседей к походу в Сандуновские бани, смыть условную шелуху, обновиться и вновь принять этот славный мир в его несомненной гармонии духовного и материального.

Фото - Яндекс -картинки

Фото — Яндекс -картинки

Ну, а что сказать насчет музыкального ряда? Он в картине превосходен! И это также несомненное достоинство фильма. Чарующая песня «Снег идет» на замечательные стихи Пастернака — это только начальные кадры. Позже на лестничной площадке вокальный дуэт Никитиных порадует народ весенней песенкой. Хотя, как оказывается, люди головы теряют и в Старый Новый год.

Давняя русская традиция — петь в праздничной компании. Как хорошо же она поддержана в фильме. И застольная про удалого Хас-Булата, и преисполненная любви к Отечеству, лирическая «Березовый сок».

Понравилось, как Петр с Клавдией славно спели «Однажды морем я плыла». А другая Клавдия в это время исполнила чарующий романс. Люблю поющих артистов!

В семье Себейкиных. Фото -Яндекс-картинки

В семье Себейкиных. Фото -Яндекс-картинки

Есть еще один замечательный образ в фильме — новогодняя заснеженная Москва начала 80-х. Мелькают кадры Гоголевского бульвара, Большой Никитской, Смоленской площади, вход в Сандуновские бани. Какая трогательная картинка с елкой — сейчас таких нет, другая мода на украшение. И замечательный проезд вдоль знаменитого здания МХАТ на Тверском бульваре.

Адамыч - его роль исполнил Евгений Евстигнеев. Фото - Яндекс-картинки

Адамыч — его роль исполнил Евгений Евстигнеев. Фото — Яндекс-картинки

Прекрасный фильм «Старый Новый год» за сорокалетнюю историю на экране обрел своих благодарных почитателей. Скорее всего, есть и те, кого он совсем не впечатлил. У кого-то, как у меня, осталось много вопросов.

Помните, Костик в «Покровских воротах» Казакова встречает тетушку в дверях своей благословенной коммуналки:

— Ну как киношечка?

— Бездарный фильм!

— Тетя, искусство по прежнему в большом долгу…

А сотни зрителей, что были с тетушкой на том фильме, возможно сочли его гениальным…Искусство никогда не бывает однозначным.

Спасибо, с вами было интересно. Подписывайтесь на мой канал. Возможно, найдете для себя что-то полезное. Информации много не бывает. Приятных киновпечатлений!

lifesmilegoess.ru
Ну как киношечка? Бездарный фильм! Тетя, искусство по-прежнему в большом долгу. Что, опять Новый год?!
Миллионеры соревновались за право
Миллионеры соревновались за право преподнести ей бриллианты: размышляем, чем брала сильный пол Ульяна Цейтлина