За плечами Светланы Андреевны около 60 прекрасных киноролей, но при упоминании этой актрисы, в памяти сразу встаёт созданный ей огненный образ цыганки Рады в легендарном фильме «Табор уходит в небо».
Вообще, в кино девушка попала спонтанно, благодаря случайной встрече с режиссёром Эмилем Лотяну. Он увидел 17-летнюю Свету на автобусной остановке – свежая, яркая, в броской одежде, присланной родственниками из Бухареста, она зацепила его внимание, и он тут же предложил ей сняться в его новом фильме.
Светлана отказалась – она поступала в юридический, никогда не мечтала стать актрисой, и сочла предложение незнакомого мужчины просто неприличным. Однако не так просто было отвязаться от Лотяну – просто тогда она этого ещё не знала.
Он выпросил у неё домашний телефон, и приехал к её родителям лично отпрашивать девушку на съёмки, клятвенно обещая, что привезёт обратно в целости-сохранности.
кадр из фильма «Красные поляны»
Её дебютом стала роль Илуцэ в фильме «Красные поляны». Девушке тяжело было подчиняться требовательному и жёсткому во время съёмок режиссёру – Светлана не привыкла, чтобы на неё кричали и приказывали. Но Эмиль чудесным образом преображался, когда замолкал мотор, и начинал ненавязчиво ухаживать, заботиться, даже кормить.
Он стал её первой любовью, продлившейся всю жизнь, её душой, второй половинкой – первый их бурный роман продлился десять лет. Они сходились, расходились, ссорились и мирились – не скоро поняла она его натуру, требовавшую постоянного поиска нового вдохновения. Он находил другую музу, а о ней на время будто забывал.
«За многие годы отношений с Эмилем я очень хорошо чувствовала его и понимала. Он был увлекающимся человеком. Ему периодически нужна была новая энергия, новый стимул, чтобы творчески двигаться дальше. Лотяну не мог принадлежать одной женщине — так уж он был устроен».
В отчаянии и назло любимому Светлана вышла замуж за бывшего однокурсника, а в дальнейшем коллегу по театру, актёра Олега Лачина. Они были знакомы много лет, но никогда между ними не было ни любви, ни симпатии – они едва дружили. Поэтому для актрисы предложение руки и сердца стало почти потрясением.
Гораздо позже выяснилось, что Олег давно и молча любил её, обожал на расстоянии, не имея возможности приблизиться. Больше того, он прекрасно знал об отношениях любимой девушки с известным режиссёром, и это было его неизбывной болью. Вскоре супруги стали родителями крепенькой дочурки Иришки, а когда той исполнилось 8 месяцев, Светлана стала вдовой.
кадр из фильма «Табор уходит в небо»
В её жизни вновь возник Эмиль, так, как будто они не расставались, и сразу пригласил в свой очередной фильм «Лаутары». И опять между ними — любовь, окрылённость, одно дыхание. Потом были съёмки «Табор уходит в небо», ставшие для Светланы самым сложным и, одновременно, счастливым временем.
Роль цыганки Рады принесла ей бешеную мировую известность и любовь зрителей – Советский Союз продал картину в 112 стран, и Томе приходили мешки писем с разных концов света.
кадр из фильма «Табор уходит в небо»
А через год, на съёмках фильма «Мой ласковый и нежный зверь», актриса вновь потеряла любимого – Лотяну безумно увлёкся 15-летней Галиной Беляевой. Светлана, тоже игравшая в этой ленте небольшую роль цыганки, с болью наблюдала, как режиссёр в очередной раз уходит от неё.
«Я видела его глаза, которыми он смотрел на юную, очаровательную Галю. Эмиль был окрылен. Начинался новый творческий этап в жизни талантливого, уникального режиссера Лотяну».
Она и сама потом вышла замуж второй раз, но это было уже перед тем, как Эмиль Владимирович тяжело заболел. Вместе с Галей Беляевой, которая тоже уже была замужем за другим, они ухаживали за некогда любимым каждой из них мужчиной, и, когда болезнь победила, проводили в последний путь.
Позже, после ухода из жизни знаменитого мэтра, Светлану спрашивали: Почему Вы с ним расстались? И она отвечала, что они не расставались никогда – всю жизнь ощущали в душе присутствие друг друга.
«Он был моей первой любовью, которой суждено было пройти через всю мою жизнь. Безусловно, он стал для меня своеобразной планкой и в творчестве, и в отношениях с противоположным полом. Я стала для него чем-то вроде талисмана, снялась во всех его фильмах».
Вторым мужем актрисы стал драматург Андрей Вишневский. Он был моложе на 15 лет, и Тома первое время стыдилась такой огромной разницы в возрасте, прятала его ото всех, пока мужчина не смог внушить ей, что у любви нет возраста.
Они любят, им хорошо вместе, а на остальное наплевать. Это был счастливый брак, супруги прожили 10 прекрасных лет, и по словам женщины – она ни о чём не жалеет.
Складывается впечатление, что Светлана Андреевна есть молодильные яблочки – чем ещё можно объяснить тот факт, что время не властно над этой удивительной женщиной?
Она до сих пор находится в гуще всяких событий, выходит на сцену в концертных программах и антрепризных спектаклях, гастролирует, хотела бы почаще сниматься в кино, и сетует, что не зовут.
Тома вырастила замечательную дочь, всем хорошо известную актрису Ирину Лачину, всегда помогала ей в воспитании внучки Машеньки, которой сейчас уже 28 лет, и с нетерпением ждёт внуков.
Она прекрасно выглядит, всегда бодра и энергична, чувствуется, что Тома ещё полна сил и творческого потенциала. Ни одно её утро не обходится без часовой гимнастики, зимой Светлана обожает ходить на лыжах, летом кататься на велосипеде.
На красную дорожку теперь девушки Тома – Лачина – Будрина выходят вместе: внучка Светланы, Мария, тоже стала актрисой, окончила ВГИК и уже снялась в пяти фильмах. Сторонний наблюдатель и не скажет, что это три поколения женщин одной семьи, подумает – подружки.