«Сердце Вадика Спиридонова не выдержало вранья». Нелицеприятная правда Тамары Семиной, часть 2

Т. Семина. Фото из открытых источников

Т. Семина. Фото из открытых источников

В водевиле "Крепостная актриса", 1963 год

В водевиле «Крепостная актриса», 1963 год

В честь 85-летия Тамары Семиной (25 октября) предлагаю фрагменты наших разговоров 1998-2014 годов.

Окончание. Начало здесь https://dzen.ru/a/ZP7jgk2lRGStxnPg?referrer_clid=1400&.

«В ПЕСОК УШЛО ХОРОШЕЕ ВРЕМЯ»

— Тамара Петровна, как считаете, вам удалось реализоваться полностью?

— Василий Борисович Ливанов, с которым мы знакомы еще с юности, вместе снимались в «Коллегах», которого я безумно ценю и люблю как партнера, всегда говорил: «Ты совершенно нераскрытая актриса». Я и сама знаю, что и доли того, что умею, не сыграла. И даже знаю почему.

— Почему?

— Кое-кому не угодила. Кое-кому очень нежно и мягко, но отказала.

— Предложение было, разумеется…

— Банальным — переспать! Противно. Знаете, сколько я, особенно в юности, слышала фраз типа: «У тебя все будет!» Отказывалась от подарков, посылала министров… Они очень удивлялись, ведь не секрет, что огромное количество моих коллег решают свои кино проблемы только таким образом. Но просто у меня другая профессия! На мой отказ мне обычно говорили: «Не боишься, что больше не будешь играть ни в кино, ни в театре? Просто тихо исчезнешь, и тебя забудут».

Я рассуждала так: я маленький человек, кому надо из-за меня затевать возню масштаба Госкино и Союза театральных деятелей. Оказалось, надо. После 1981-го года я стала ощущать, что действительно мстят. Приглашают на главную роль в Киев, неделями уговаривают: «Только приезжай, будешь жить как королева». Соглашаюсь. И вдруг они исчезают, а через месяц узнаю, что вместо меня уже играет другая актриса. И все повторяется — раз, два, три, четыре… И я понимаю, что все это неспроста. Позже я узнала, что существует негласный «черный список» и довольно большой. Я же не одна такая — «отказница».

Т. Семина в фильме "Воскресение", 1960 год

Т. Семина в фильме «Воскресение», 1960 год

Самое обидное во всей этой истории, что слишком быстро бегут годы. Как говорил мой муж: «Лег, встал — с Новым годом!» И полна сил и, как говорится, юношеского задора, готова работать 24 часа в сутки. Но-но-но… В песок ушло хорошее время! Однажды от безысходности и бессилия что-либо изменить я сдуру даже напилась с горя. Первый и последний раз в жизни. Не выдержала!

-?!

– 1978 год. После премьеры военной драмы «Матерь человеческая» (на съемках которой сама не знаю, как выжила, настолько они были сложными и физически, и морально) автор сценария, писатель Виталий Закруткин сказал: «Тамара, светит тебе Ленинская премия, как минимум. Готовься!» Все восторгались, осыпали комплиментами, говорили, что я совершила гражданский и профессиональный подвиг. Но – мимо! За «Вечный зов» обещали Государственную премию. Опять – мимо! Вскоре звонок из Госкино: вас и Ролана Быкова будем выдвигать на звание «Народный артист СССР». Быкову дают, меня – опять прокатили. Как будто специально дразнят, издеваются…

Так стало обидно – за себя, за роли свои. Мой партнер по «Вечному зову» Вадик Спиридонов говорит: «Томка, а ты пошли их куда подальше. Они все вместе взятые мизинца твоего не стоят!» Я так и сделала: позвонила и высказала все, что наболело. Не стесняясь в выражениях! Выпила за вечер целую бутылку водки. Мама дорогая! Наутро мне было так плохо… И кому я что-то доказала? Только самой себе хуже сделала. С того дня капли спиртного в рот не беру.

С А. Мартыновым в сериале "Вечный зов"

С А. Мартыновым в сериале «Вечный зов»

В фильме "Трактир на Пятницкой", 1978 год

В фильме «Трактир на Пятницкой», 1978 год

«БУРКОВ ОТ ИСПУГА ПИТЬ И КУРИТЬ ПЕРЕСТАЛ»

— В советские времена алкоголь разрушил карьеру и унес немало жизней прославленных актеров…

— Да, тогда у нас очень многие так искали спасения, и многие, к сожалению, уже не могли остановиться. Изольда Извицкая, Юрка Богатырев, Васька Шукшин, Марис Лиепа… А вот Жорка Бурков, которого по его ролям считали беспросветным пропойцей, наоборот. Когда Вася Шукшин умер, Бурков так перепугался – и пить и курить перестал. В последней картине, где мы с ним снимались, все говорил: «Том, ну что ты все куришь! Ты такая красивая, какого хрена тебе это надо, брось. Я два года уже не курю». «Вот, – отшучивалась, – здоровеньким и помрешь!» Пошутили. А он вскоре и умер. Что-то доставал с антресоли и упал, сломал крестец. Как мне потом хирург объяснил: Жоркин случай редчайший – один на несколько тысяч таких переломов. Нелепейшая смерть…

— Как вы думаете, почему у нас так повелось: множество любимых народом актеров умирают в нищете или живут забытые всеми?

— А у нас как талант, так обязательно драматическо-трагедийная судьба! Все коллеги поют дифирамбы, но – заметьте – с каким удовольствием их хоронят. И только у крышки гроба можно услышать: «Ой, кто же от нас ушел! Кого мы потеряли! Какой талант, какая глыба… Он (она) могли бы еще та-акое сыграть!» Какого хрена не давали при жизни?!

Кто мешал играть и быть звездой мирового масштаба Майе Булгаковой? Кто? Никогда не забуду, как в октябре 1994-го я пришла на панихиду в белом зале Дома кино, потихонечку к Майке подошла и говорю: «Май, приготовься! Сейчас будет самый лучший твой творческий вечер. Умоляю, не рассмейся!» Лариса Шепитько ее вознесла, единственный режиссер, который дал ей главную роль в фильме «Крылья». И как она там сыграла! А как она пела?! Какая там к черту Эдит Пиаф… Если бы Майе дали запеть с экрана, Пиаф на родине называли бы «французской Майей Булгаковой». Такого драматизма, такого трагизма актриса — глыбина. А что она играла у нас? Вечно плачущая, скулящая тетка или юродивая… И так из картины в картину. Она говорила: «Да хрен с ними! А жить-то как-то надо…» Да, и она посылала всех будь здоров, но все знали Майю как удивительную актрису!

А Андровская! А Окуневская! А великолепная Фаина Раневская разве состоялась в кино?! Да, характер не сахар! Чуть что, всем доставалось по полной… Всю жизнь искала своего режиссера. Ее спрашивали: «Нашли?» «Нашла, детка, нашла». «Ну и кто же это?» «Пушкин!»

С В. Спиридоновым в сериале "Вечный зов"

С В. Спиридоновым в сериале «Вечный зов»

Или Вадик Спиридонов, которого я без ума любила в «Вечном зове». В жизни мы дружили семьями. Трагедия Вадима в том, что ему много обещали и часто обманывали. А умер-то он отчего? Он не выдержал ожидания. Пробовался на главную роль в белорусском фильме «Все впереди». Режиссер пробы привез к нему домой, чтобы его жена Валя и мама Зинаида Афанасьевна посмотрели. Валька мне тогда сказала: «Томочка, я знала, что Вадька потрясающий артист, но, чтобы до такой степени… Это будет открытием в кинематографе, такой будет взрыв невероятный!» Вадим ждал, когда его утвердят на роль, с августа по декабрь. Нервы на пределе… Тишина! И он в конце концов сказал: «Да пошли вы все!» Когда через три дня пришла телеграмма с вызовом на съемки, Вадим пробежал ее глазами и — сердце не выдержало.

— Говорили, у Вадима Спиридонова были проблемы с алкоголем.

— Почему никто не говорит, что Стайгер — алкоголик, Элизабет Тейлор — пьяница и наркоманка. Говорят только о наших. А сравните уровень жизни, гонорары. Все голливудские звезды у нас не то, что спились, сразу бы загнулись от такой жизни…

А Шаляпин не пил? Меня раздражают эти разговоры: пил — не пил… Вот я не пью, а обо мне говорят, что не просыхаю. Что мне делать с этим? В семьдесят четвертом на гастролях в Якутске после каждого спектакля до пяти утра все сидели и «жарили» спирт. Меня спрашивали: «Тамара Петровна, как же вы можете сидеть в этой компании и не пить ничего?» «Мне и так здорово! — отвечала. — Я так люблю компании…» А наутро говорили, что Семина была пьянее всех. А почему? Потому что я была самая веселая — дурака валяла, всех разыгрывала.

С Алексеем Баталовым и Валентином Зубковым в мелодраме "День счастья". 1963 год

С Алексеем Баталовым и Валентином Зубковым в мелодраме «День счастья». 1963 год

СЧАСТЬЕ ПО-СЕМИНСКИ

— Про какой период своей киношной жизни вы могли бы сказать: «он самый счастливый»?

— Пожалуй, настоящее счастье я испытывала, когда снималась у Иосифа Хейфица в фильме, который так и назывался — «День счастья». Такая мощная актерская команда там собралась – Николай Афанасьевич Крючков, Валя Зубков, Алексей Баталов… Там «день счастья» все мы переживали ежедневно. Расставались и плакали. Клянусь! А разве не счастье – музыкальный фильм «Крепостная актриса», в котором поначалу я и сниматься-то не хотела. Разве можно такое забыть: лютая зима, на градуснике минус 30, а я прыгаю с несущейся кареты, бегу по колено в снегу… А любимые партнеры? Красивая музыка, прекрасный Павловский парк под Ленинградом…

В честь 85-летия Тамары Семиной (25 октября) предлагаю фрагменты наших разговоров 1998-2014 годов. Окончание. Начало здесь https://dzen.ru/a/ZP7jgk2lRGStxnPg?referrer_clid=1400&.-8

В водевиле "Крепостная актриса", 1963 год

В водевиле «Крепостная актриса», 1963 год

А картина Лени Головни «Матерь человеческая» по повести Виталия Закруткина? 1974-й год. Очень дорогая для меня картина! Она начинается с того, что на глазах моей беременной героини фашисты повесили ее мужа и маленького сына. И почти все 94 минуты экранного времени показываются ее мытарства…

Снимали в станице Вешенской с сентября по февраль. Это надо было видеть! Зима, ударили морозы, вся съемочная группа ежится и кашляет в куртках на натуральном меху, тулупах и валенках, а я в кадре и на мне из одежды – одно рваное ситцевое платьишко. Ко мне была приставлена медсестра, она меня растирала спиртом, вытаскивала «бревна» из моего тела… Сначала художник мне рисовал «раны», через неделю были уже свои, натуральные — ногти изодраны, ноги, руки — кровавое месиво… Я же бегала босиком по снегу, ползала в грязи, купалась в студеном Дону… «Красота» у меня была такая — без слез не взглянешь! Самое смешное, что даже ни разу не простудилась. Вся съемочная группа чем только не болела – и ангиной, и грипповали, а «Пятровна», как меня звали там, в Вешенской, па-ашла в кадр.

В военной драме "Матерь человеческая", 1975 год

В военной драме «Матерь человеческая», 1975 год

— Говорят, местные станичники даже грозились режиссера убить…

— (Смеется.) Да, так и говорили: «За яйца подвесим на столбе, будет знать, как Пятровну обижать». Оберегали меня — со всех станиц везли мед, всякие снадобья лечебные народные. Как все это вынесла, не знаю – чудо, не иначе! После выхода фильма на экраны однажды ко мне подошла какая-то женщина и с удивлением спросила: «Вы живы? Я думала, актриса с ума сошла, ведь в таких условиях невозможно выжить!» Счастье… А разве не счастье — сериал «Вечный зов» по одноименному роману писателя Анатолия Иванова и моя роль Анфисы?

— Сейчас с коллегами по цеху общаетесь?

— К сожалению, редко. В основном на российских кинофестивалях, куда меня приглашают и я с удовольствием езжу. На «Амурскую осень» или «Киношок». А так – нет времени. Меня и дома-то трудно застать. То съемки, то озвучка. Правда! Порой минуты лишней нет.

Т. Семина в Доме кино, 2000-е годы

Т. Семина в Доме кино, 2000-е годы

— Кстати, недавно посмотрел вашу фильмографию и с удивлением обнаружил, что только за последние несколько лет вы снялись в 10 (!) фильмах. Ощущение, что режиссеры «замаливают» перед вами долги предшественников.

— Предложений действительно в последнее время столько, что еще выбираю. Рада, что в картине «Охотники за бриллиантами» сыграла незабываемую актрису Зою Федорову, которую хорошо знала. Когда-то она меня называла «дочкой»! Недавно от съемок в сериале на 60 серий отказалась. Могу себе позволить!
— И последний вопрос. Когда-то вы говорили, что мечтаете сыграть Медею… Сейчас какие роли ждете?

— Боже мой! Мечта у меня как была, так и остается. И это нормально. Главное, что всегда в форме и готова к работе. Потому что я все время в тренаже.

Т. Семина. Фото из открытых источников

Т. Семина. Фото из открытых источников

lifesmilegoess.ru
«Сердце Вадика Спиридонова не выдержало вранья». Нелицеприятная правда Тамары Семиной, часть 2
Вертинская и другие женщины Александра Градского
Вертинская и другие женщины Александра Градского