Сегодня мы прогуляемся по знаменитому заброшенному острову Аскольд в заливе Петра Великого, про который вы просили рассказать подробнее в комментариях под нашими постами с Батареи №26 и позиции ПВО, о которых мы писали ранее. Добраться на остров можно только на частном катере в составе туристической группы ну или личном катере.
После первых столкновения Русских с отрядами Империи Цин в XVII веке, согласно Нерчинскому договору территории Приморья отошли к Китаю в т.ч. и этот остров. Но после ослабления Китая опиумными войнами, спустя 200 лет в 1860 г. был подписан Айгунский договор и земли вновь вернулись Российской Империи. Но спустя какое-то время его заселили китайские золотоискатели и добытчики морской капусты, дав ему название Лефу. В 1855 г. остров уже исследовали Британские военные моряки, а в 1859 г. остров исследовали и описали моряки клипера Стрелок, дав ему имя Маячный. Проливу же, разделяющему острова, в честь одного из первых русских винтовых фрегатов дали имя Аскольд. В 1863 г. острову дали название аналогичное проливу, чтобы не вводить в заблуждение моряков. В 1866 г. на острове произошёл конфликт, названный Манзовской Войной и незаконно обосновавшиеся Китайские мятежники и бандитские кланы были от туда выбиты, а их преследование продолжалось ещё 2 года на материке, где они отступая творили бесчинства, жгли Русские деревни и убивали людей, пока не были ликвидированы, а остатки не скрылись в Китае. На берегу бухты Наездник в середине 1870-х гг. был основан приисковый посёлок, построенный золотопромышленником Кустером. Позднее на сопке появилась метеостанция.
В средине пролива расположился скалистый островок со скалами высотой до 40 метров, который назвали Камнями Унковского, о приближении к которым предупреждают два светящихся навигационных знака.
На пути следования встречается очень много морских котиков. :3
Подходим к острову.
Береговая линия острова в большинстве покрыта высокими отвесными скалами.
Есть тут и гроты.
В 1892 г. командование Владивостокской крепости решило обустроить на острове постоянный военный наблюдательный пост, связанный со штабом командования телеграфом, главной задачей которого являлось наблюдение за попытками японцев поставить минные заграждения перед проливом Босфор-Восточный. Далее остров наращивал военную инфраструктуру, а после прихода и укрепления власти Советов в 1938 г. на нём появилась отдельная 180-мм. башенная батарея №26. После войны, с развитием систем ПВО, на острове появилась позиция РЛС.
Но хватит букв. Мы же приехали сюда, чтобы посмотреть на ржавые останки былого величия острова. В бухте Наездник у старого пирса догнивают останки корабля.
А на берегу тут и там встречаются старые поломанные ЗиЛ-ы.
И не только.
Чуть выше расположен забытый и покинутый городок артиллеристов.
Двигаемся дальше.
Ещё один ЗиЛ.
Склоны острова усеяны останками металлических ёмкостей.
И кунгами от РЛС ПВО.
Про неё мы уже писали небольшую заметку.
Та самая отдельная батарея №26 на четыре 180-мм пушки в двухорудийных башенных установках МБ-2-180.
Она была построена для защиты входа в Уссурийский залив и подходов к заливам Стрелок и Восток.
О ней вы также можете почитать подробнее в одном из наших отчётов.
Входы в башенные блоки выглядят так.
Станина вроде бы от зенитки.
Одной из самых главных достопримечательностей острова является восьмигранная восьмиметровая каменная башня маяка, построенная в 1881 г. на высоте 113 м. над уровнем моря на мысе Елагина.
Остров Аскольд отличный ориентир для судов идущих к Владивостоку с юга и юго-востока и начало строительства маяка на этом острове было предусмотрено ещё в 1874 г. Но, пока шёл выбор местоположения и проектные работы, начал действовать маяк на острове Скрыплёва, эффективность которого в то время сочли достаточной, а на Аскольде оставить вместо запроектированного маяка лишь небольшой фонарь на каменном фундаменте высотой 2 метра. Но с учётом особенностей местоположения и местного туманного климата комиссией всё же было принято решение установить капитальный маяк на южном мысе острова. В 1879 г. приступили к постройке маяка на площадке выбранной лично командиром Владивостокского порта контр-адмиралом Г. Ф. Эрдманом. Строительство этого маяка в виду изменений в проекте составило 168 824 царских рублей, что в два раза дороже запроектированной суммы. Из строительных материалов острова оказались пригодными только глина и бутовый камень, а всё остальное пришлось завозить с материка. Светооптический аппарат для маяка был закуплен в Англии на заводе братьев Чанс. 29 сентября 1881 г. маяк был введён в строй, а для подачи туманных сигналов на оконечности мыса установили колокол и пушку-единорог. Для связи с судами по флажному семафору возле маячной башни выстроили сигнальную мачту. При этом никакой связи маяка с берегом в первое время не было и экипажи судов при проходе мимо острова, смотрели не поднят ли на маяке флаг или шар, что означало какое-либо происшествие и в этом случае на маяк посылали судовую шлюпку.
Маяк работал круглый год. Обслуживающий его персонал состоял из смотрителя и восьми матросов Сибирского флотского экипажа. Из-за отсутствия свежих продуктов и очень сырого климата личный состав маяка часто болел, и было принято решение половину команды менять осенью, а вторую половину весной, чтобы четыре человека постоянно оставались из числа опытных. В 1892 г. был проведён капитальный ремонт башни, проложена новая дорога из бухты Наездник, куда доставлялись грузы, прямо на маяк. Она стала короче прежней почти в три раза. В этом же году комиссия выбрала место для сирены на мысе Пальчатый, в двух километрах от маяка, где был ключ пресной воды для парового котла. В 1896 г. маяк уже имел вращающиеся механизмы.
Но из-за сурового климата первая кирпичная башня маяка не простояла и пятидесяти лет, уже в начале XX века она начала трескаться и крошиться. Периодические ремонты мало помогали и в 1917 г. маяк был перестроен. Его внешний вид сохранился до настоящего времени. Он представляет собой белую восьмигранную башню высотой 8 метров у белого одноэтажного здания. В металлическом фонарном сооружении с медным куполом был установлен диоптрический светооптический аппарат 1-го разряда с лампой системы Чанса.
Но наступила Гражданская война. Снабжение стало прерываться, а опытные служители покинули маяк и их заменили в основном инвалиды Первой мировой войны, рекомендованные Владивостокским комитетом инвалидов, не понимавшие всей ответственности за безопасность мореплавания и работавшие небрежно. Кроме того, маяк то и дело грабили вооружённые белогвардейцы, красноармейцы и просто бандиты, отбирая запасы продуктов, оружие, и даже зрительную трубу и медные баки.
В таком режиме маяк проработал до середины 1930-х гг., пока к верхнему зданию техслужб не пристроили бетонную пристройку временного наблюдательного пункта батареи № 26. Позже на крыше этого пункта установили новую башню нового маяка, а нижнее здание маяка вывели из эксплуатации.
В 1940 году приказом начальника Гидрографической службы ТОФ он был отнесён к маякам первого разряда. В 1951 г. в Севастополе закончилось строительство нового Херсонесского маяка взамен старого, разрушенного фашистами, а в фонарной башне нового маяка был смонтирован осветительный аппарат, доставленный со старого с маяка Аскольд.
В настоящее время в штат маяка входит пять гражданских служащих, равда непосредственно на маяке обычно находится всего 2-3 человека. Сам маяк оснащён радиомаяком и продолжает надёжно обеспечивать безопасность мореплавания на подходах к заливу Стрелок и Владивостоку.
Репродукция картины Валерия Шиляева «Маяк Аскольд» из серии «Маяки южного Приморья». (изображение найдено в интернете).
Немного звёздного неба. Ночью здесь отлично видно звёзды, но на кропнутый ширик сложно было сфотографировать лучше. В живую это выглядит гораздо ярче.
На этом мы заканчиваем нашу прогулку по острову. Конечно мы многое не показали, например штольню золотодобытчиков, но всё же надеемся, что вам было интересно.
Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх и подписывайтесь на наш канал. Спасибо за просмотр и до новых встреч.