Загадочный рисунок из дневника Зины Колмогоровой. Существо шаманской магии

Как вы знаете, туристы группы Дятлова вели дневники. Один из сохранивших дневников — дневник Зины Колмогоровой. На этом фото вы видите как Зина что-то старательно пишет к себе в дневник на подозрительной «мансийской» лыжне.

Зина Колмогорова, 29 января 1959 года. Ауспия, дятловский архив.

Зина Колмогорова, 29 января 1959 года. Ауспия, дятловский архив.

Лыжня подозрительна тем, что манси не признали своё авторство. Знаки — их. Лыжня — нет.

А сейчас заглянем в дневник Зины. Не в перепечатку из материалов УД, а в настоящий дневник. Такая возможность у нас есть. Вот обложка её дневника.

Обложка дневника Зины Колмогоровой. Дятловский архив.

Обложка дневника Зины Колмогоровой. Дятловский архив.

Вот такую книжечку держит в руках Зина на фото от 29 января 1959 года, и что-то записывает в неё. Записывает или рисует?

Да, Зина делала и рисунки. Которые мало кто видел, потому что люди обычно читают перепечатку дневника. Как вам такой рисунок Зины?

Рисунок из дневника Зины Колмогоровой. Дятловский архив.

Рисунок из дневника Зины Колмогоровой. Дятловский архив.

Сначала разберёмся с правой страницей. То, что обведено прямоугольником — русские буквы, а также знаки манси, встреченные на зарубках деревьях. Подобные знаки есть на фото членов Дятловской группы. Например, на этом.

Мансийский знак на пути группы Дятлова, архивное фото 1959 года.

Мансийский знак на пути группы Дятлова, архивное фото 1959 года.

Таких фото на плёнках группы Дятлова несколько. Вот ещё одно.

Мансийский знак на пути группы Дятлова, архивное фото 1959 года

Мансийский знак на пути группы Дятлова, архивное фото 1959 года

Но ни на одном из дятловских фото я пока не нашел совпадения с перерисовкой Зины. Это означает, что знаков было больше, чем мы встречаем на плёнках туристов, найденных в палатке на склоне высоты 1079.

А сейчас давайте посмотрим на элемент справа.

Рисунок из дневника Зины Колмогоровой. Дятловский архив.

Рисунок из дневника Зины Колмогоровой. Дятловский архив.

Красную овальную обводку сделал я. Почему я её сделал? Потому что я не знаю, что срисовала Зина. А вы знаете, что это за предмет? Проголосуем?

Поясню третий ответ. Тупилаксверхъестественное существо, монстр, создаваемый шаманом из частей мёртвых животных (кости, шкура, шерсть, сухожилия) и … людей. Тупилак создаётся ради мести, чтобы преследовать своих жертв.

Никто не знает, как тупилак выглядит на самом деле, но статуэтки, которые делают народы севера для потехи и продажи «белым людям», дают некоторое представление.

Статуэтки тупилаков, сделанные для туристов и коллекционеров. Коллаж автора.

Статуэтки тупилаков, сделанные для туристов и коллекционеров. Коллаж автора.

Узнаёте «товарища»? Большая остроконечная голова, широкая пасть, огромные ноздри. Тупилак номер 3 в таких же «штанах» из шерсти как и персонаж на последнем кадре плёнки Николая Тибо.

Посмотрим ещё тупилаков?

Статуэтки тупилаков, сделанные для туристов и коллекционеров. Коллаж автора.

Статуэтки тупилаков, сделанные для туристов и коллекционеров. Коллаж автора.

Тупилак номер 1 не только похож формой головы, но и животом. Не случайно многие пишут, что персонаж с плёнки Тибо носит такой живот, что сразу видно, что это не дятловец. Ведь дятловцы молодые, спортивные и поджарые.

Тупилак номер 2: отличается огромными, покрытыми шерстью босыми ступнями.

Тупилак номер 3: остроконечная голова, обезьяньи ноздри и зубы во весь рот. Более того, тут заметна гендерность.

Статуэтки тупилаков, сделанные для туристов и коллекционеров. Коллаж автора.

Статуэтки тупилаков, сделанные для туристов и коллекционеров. Коллаж автора.

На этом коллаже я бы отметил изображение тупилака в виде панно (номер 3). Это же менкв из мансийского эпоса. Он покрыт шерстью, босой, бородатый, а в руках у него тяжёлая суковатая дубина, вроде той, что попала на снимки поисковиков у костра под дятловским кедром.

О применении тупилаков народами севера лучше посмотреть фильм или прочесть роман Дэна Симмонса «The Terror». Там тупилак преследует экипажи двух кораблей, затёртых льдами на севере Канады. Спастись от тупилака удаётся лишь одному капитану, которому помогает инуитская видящая. Капитан остаётся без языка, что является намаловажным нюансом дятловской истории. У самой видящей тоже нет языка, это необходимое условие данного вида шаманизма.

Я не утверждаю, что рисунок Зины — это тупилак, идущий по следу группы Дятлова. Или что это вообще тупилак. Для моего восприятия рисунок больше похож на ритуальный топор из деревянного топорища и вставленного в расщеп камня. Но со странными ручками и ножками, которые и навели меня на мысли о тупилаке.

Будет желание поддержать, поддержите эту статью. Ваш лайк не обязательно означает, что вы согласны с автором

Загадочный рисунок из дневника Зины Колмогоровой. Существо шаманской магии