Железнодорожный тоннель имени Сталина или «Объект 2/051»

Тоннель имени товарища Сталина (он же Сталинский тоннель, он же Объект 2/051) длинной 1380 м. высотой 8 м. и шириной 5 м.

Тоннель имени товарища Сталина (он же Сталинский тоннель, он же Объект 2/051) длинной 1380 м. высотой 8 м. и шириной 5 м.

Вопрос о строительстве тоннеля был впервые поднят ещё в Русско-Японскую войну 1904-1905 гг. В послевоенные годы вопрос о строительстве постоянно решался с военными и только 13 декабря 1912 г. проект таки был одобрен и утверждён Приамурским Генерал-губернатором.

Стоимость проекта за время тёрок между военными и городом за это время выросла в полтора раза с 2.6 до почти 4 миллионов царских рублей. Тоннель должен был быть сдан в эксплуатацию 1 мая 1916 года но как только была пройдена горная выработка началась первая мировая война и в 1916 г. строительство заморозили. Его даже пытались закончить интервенты но их быстро прогнали от туда как это обычно бывает с теми кто покушается на наши земли. :)

Шло время, сменилась власть, в бывшей царской России утвердился новый коммунистический строй и к 1931 г. когда Японская армия уже захватила Манчжурию и вышла к нашим границам, за тоннель опять решили взяться уже советы.

По плану тоннель нужен был для быстрого вывода железнодорожных подвижных батарей к Уссурийскому заливу. А попутно тоннель должен был являться убежищем для этих самых батарей и бронепоезда. С 1931 по 1932 гг. на подготовительных работах сменилось аж 11 начальников строительства т.к. судя по описанию в сети, все они были некомпетентными в таком строительстве и просто не знали что делать. 3 декабря 1932 г. начальником стройки стал В. Пассек, прикомандированный трестом БАМ (той самой известной стройки века которая на тот момент только началась и позже была заморожена до лучших времён).

Говорят в этот же день кто-то устроил диверсию и строительное хозяйство сгорело со значительной частью оборудования. Весь 1933 г. шло восстановление хозяйства для продолжения строительства.

Как ни странно но на строительстве были задействованы не зеки, а специалисты из рудников г. Артём, Партизанск и Дальнегорск. Существуют рассказы о том, как сложно и неумеючи долго строили они верхнюю штольню, но все эти рассказы не выдерживают критики. Тоннель строили не дилетанты, а горняки работавшие в шахтах которые и не такое видали на своём веку. После полной проходки и усиления бетонного свода верхней штольни, начальником строительства стал молодой инженер Алексей Антонов. При строительстве были и смертельные случаи, говорят даже кого-то случайно замуровали. Ну вы знаете эти народные слухи...  В итоге тоннель был сдан в эксплуатацию в 1936 г. Но и после этого оставались мелкие доделки.  Т.е. тоннель длинной всего 1380 м. по сути строился 24 года, но строители почему-то написали на порталах дату 1934-1935 и назвали его именем тогдашнего вождя товарища И. В. Сталина, увековечив его имя латунными буквами над порталами.

Как ни странно но на строительстве были задействованы не зеки, а специалисты из рудников г. Артём, Партизанск и Дальнегорск. Существуют рассказы о том, как сложно и неумеючи долго строили они верхнюю штольню, но все эти рассказы не выдерживают критики. Тоннель строили не дилетанты, а горняки работавшие в шахтах которые и не такое видали на своём веку. После полной проходки и усиления бетонного свода верхней штольни, начальником строительства стал молодой инженер Алексей Антонов.

При строительстве были и смертельные случаи, говорят даже кого-то случайно замуровали. Ну вы знаете эти народные слухи… В итоге тоннель был сдан в эксплуатацию в 1936 г. Но и после этого оставались мелкие доделки. Т.е. тоннель длинной всего 1380 м. по сути строился 24 года, но строители почему-то написали на порталах дату 1934-1935 и назвали его именем тогдашнего вождя товарища И. В. Сталина, увековечив его имя латунными буквами над порталами.

А потом было разоблачение культа личности Сталина и в 1959 г., когда во Владивосток решил пожаловать Н. Хрущёв буквы с именем бывшего вождя сняли. Но от букв остались хорошо читаемые следы которые видно по сей день.
К слову в тоннеле есть ещё небольшая дренажная штольня про которую было много неадекватных легенд, что это тайные подземные ходы в разные интересные места. Но это всего лишь слухи.

 И так. Восточный портал. Он же Южный. Тоннель виден на просвет и визуально кажется в 2 раза короче чем он есть на самом деле.

И так. Восточный портал. Он же Южный. Тоннель виден на просвет и визуально кажется в 2 раза короче чем он есть на самом деле.

Здесь название видно хорошо.

Здесь название видно хорошо.

Железнодорожный тоннель имени Сталина или "Объект 2/051"

Западный портал. Он же Северный.

Западный портал. Он же Северный.

 Пришлось хорошенько выделить в фотошопе надписи для читабельного состояния. Как видно тут остался след от надписи Тоннель, а продолжение почти не различимо. Это связано с тем, что Н. Хрущёв должен был въехать через этот портал и обязательно бы увидел так ненавистную ему фамилию.

Пришлось хорошенько выделить в фотошопе надписи для читабельного состояния. Как видно тут остался след от надписи Тоннель, а продолжение почти не различимо. Это связано с тем, что Н. Хрущёв должен был въехать через этот портал и обязательно бы увидел так ненавистную ему фамилию.

 А т.к. в сам тоннель нам попасть не удалось, то только такая фото изнутри, всё равно он виден на просвет.

А т.к. в сам тоннель нам попасть не удалось, то только такая фото изнутри, всё равно он виден на просвет.

Не так давно прошла реконструкция этого тоннеля и нашим Приморским коллегам из команды KFSS удалось во время ремонта официально изучить это сооружение и сделать ряд фотографий, но из этических соображений мы вставим всего два их фото в наш материал т.к. возможно они сами захотят написать про этот тоннель пост на Дзен.

Не так давно прошла реконструкция этого тоннеля и нашим Приморским коллегам из команды KFSS удалось во время ремонта официально изучить это сооружение и сделать ряд фотографий, но из этических соображений мы вставим всего два их фото в наш материал т.к. возможно они сами захотят написать про этот тоннель пост на Дзен.

Сам тоннель.

Сам тоннель.

Технологическая штольня, проходящая вдоль основного тоннеля.

Технологическая штольня, проходящая вдоль основного тоннеля.

На этом всё, спасибо за просмотр и до новых встреч.

Железнодорожный тоннель имени Сталина или «Объект 2/051»