Спасают фактически бесплатно только у нас, на просторах гор бывшего СССР. В остальных горах, в основном или по страховке, или за деньги. По счастью, счета выставляют после, а не до.
Оперативно у нас — только там, где расхоженные туристические маршруты: много групп летом, много горнолыжников зимой.
А в Непале не только на Эвересте, но и на любых горах там, просто так никто никого не спасает. Там бескрайние просторы и местное министерство туризма просит а)всех страховаться в известных конторах и обязательно с опцией поиска и эвакуации вертолетом. б)регистрироваться и оплачивать пермиты. Теоретически, вы можете и без того и без другого шарашиться там по любым горам. Но помощь точно не придет.
И так везде. Если вы отправитесь в самостийный поход по Тянь-Шаню, то шансов на помощь организованным спас.отрядом ноль.
Если зарегистрируетесь в местном туристическом центре или МЧС, если таковое на территории имеется, и расставите контрольные точки связи по времени — то шансов больше. Если будете со спутниковым телефоном или трекером и родственников посадите следить за вашим путешествием, то еще больше.
Причина простая: горы и моря — не Диснейлэнд, нет там кого-то отвечающего 24/7 за вход и выход в парк, а также за вашу в нем безопасность. Все ущелья сторожить «на всякий случай» невозможно.
И снова про Непал. В горах там нет ни МЧС, ни спасотряда под горой. Если ты в беде и тебя твои спутники спустили до точки возможной посадки вертушки и есть у тебя страховка с вертолётным покрытием, то руководитель экспедиции пишет рапорт, связывается со страховой и те высылают вертолет.
А если не страховой случай, то иди пешком. Или плати за вертушку. И еще большой вопрос, даже за деньги: прилетит ли она на такую высоту в такую погоду.
Но это альпинизм — экстремальный вид спорта. Одно неудачное перещёлкивание карабина, и всё.
Посмотрите внимательно кадры, снятые на Эвересте, на ступени Хиллари, примерно 8800. Проблема называется «встречка».
Ширина тропы — один ботинок. Люди что вверх, что вниз идут измотанные в хлам. Маски замерзшие, дыхание сбитое, движения неадекватные, руки-ноги заледеневшие, силы на исходе.
Внимание сейчас на фото.
Один турист стоит на перилах на жумаре и у него его собственный карабин расстегнут и заблокирован неправильно закрученной муфтой, что большая ошибка, поскольку когда он перестёгивает свой жумар с веревки на веревку, то по факту остается пристёгнут на «бельевой прищепке», и при срыве, просто повиснет на крючке. При прямом падении — не улетит, но если будет какой-то кульбит, то верёвка из такого карабина вылетит мгновенно.
Вокруг него по «встречке» над пропастью ступени Хиллари, его обходит второй турист. Он идет по перилам вниз на «скользящем».
Двое встретились и идущий вниз (в черно-красной куртке) держится ТОЛЬКО за куртку идущего вверх (в синей куртке), а тот его отстегивает от перил, обводит вокруг себя единственный ус страховки второго и «черно-красный» тянется между людьми, чтобы вщелкнуться в перила.
Стоит он на куче спутанных веревок прежних лет, перевешивающий рюкзак с баллоном – над пропастью.
И ровно под ними уже лежит один неудачно перестегнувшийся пару лет назад.
Со ступени Хиллари никого не спасают. Там скальные сбросы вниз, потом скалы вверх, потом круто вниз. Тропа шириной в один ботинок, местами активное лазание. С одной стороны юго-западная стена, полтора километра вниз, как раз до ледника Кхумбу — его складки видны на фото внизу.
С другой стороны — огромные снежные надувы над острым гребнем трёхкилометровой стены Кангшунг.
«Начать умирать» с надеждой на спасение имеет смысл под Южной вершиной — примерно на 8600. Все что выше — зона cмepти в квадрате и манометр показывает не цифры давления в баллоне, в минуты жизни.
Ну и про надежду на спасение — это вовсе не вертушка, она садится только на 6400 в очень хорошую безветренную погоду.
С 8600 до 6400 — это только руками и если рядом с вами случайно без дела и с большим запасом кислорода оказались 10 человек свободных, которые потащут вас местами так
а местами так
Короче, если вы не можете спуститься с Эвереста своими ногами, то шансов минимум.
Поэтому учите матчасть, не лезьте на рожон без подготовки и не надейтесь на русский «авось» — платите профессионалам деньгами, а не местным начинающим турфирмам — жизнями и помороженными руками.
Дискуссия о том, что за свои деньги идиоты прутся к черту на рога бессмысленна. На одного погибшего в горах приходится десяток утонувших по пьяни, десяток разбившихся на мотоцикле, десяток переломавшихся на горных лыжах и десяток на аквабайке, покалечивших себя и купающихся пляжников. Приключения на свой зад можно найти и собирая грибы — десятками звонки заблудившихся грибников принимает сейчас МЧС. Но там, на высоте, их нет.
Здесь бесполезно критиковать и недоумевать. Здесь мы собрались поговорить про горы и бесконечную любовь к ним с теми, у кого тяга туда — она сильнее любви к родственникам. Это нарkoтиk. Но дозы отмеряйте!
Уровень профессионализма определяет уровень риска. Впереди сезон высоких гор в Южной Америке. Самым интересным восхождением-приключением для средне-высотного и не технического альпинизма считаю Чилийский Охос-дель-Саладо.
Самая прикольная в мире гора, на которую я заезжала за рулем «Тойоты Hi Lux» высоту 6 тысяч. И это вождение было пострашнее самого восхождения на почти 7 (высота Охоса) и невероятно весело.
Ну, и не забудьте, что 28-го сентября, через несколько дней мы встречаемся тут:
Есть кто придет?
А здесь еще пару рассказов. Первый о том, куда летят с «кривой» перестежки на Эльбрусе
И второй о том, почему нельзя вытащить с высоты тех, кто не идет вниз сам