Лувр, Эрмитаж, государственные музеи Базеля и Лихтенштейна… Шедеврами Камнерезного Дома Алексея Антонова восхищались за рубежом.
Однако покорив европейскую публику, эти произведения искусства вернулись на Родину, в Екатеринбург.
***
Как и все лучшие находки своих путешествий, Международный Центр Искусств «Главный проспект» я откопала случайно.
Искала интересные места в пешей доступности от нашего жилья.
Внимание привлек МЦИ «Главный проспект» с оценкой 5,0. Конечно же, идем!
«Главный проспект», Екатеринбург
В МЦИ «Главный проспект» Екатеринбурга представлены:
-
музей камня;
-
палеонтологическая выставка;
-
выставка Камнерезного Дома Антонова.
А еще тут проходят лекции, экскурсии, завтраки и ужины. Это не классический музей, а современное арт-пространство.
Есть временные выставки и постоянные экспозиции.
Сначала мы попали в зал с экслибрисами. Это такие книжные знаки-определители. А затем выставка плавно перетекла в Библейскую тему и привела в зал с единственной картиной.
Темно. Тишина. Прямо напротив подсвеченной картины (но на самом деле это мозаика) стоит скамья.
Заходишь, садишься … и ты один на один с Иисусом Христом.
«Живой, наблюдающий взгляд» — так говорится в описании к мозаике.
Действительно, в какой бы части комнаты ты ни стоял, Иисус везде задумчиво смотрит на тебя.
Потрясающий эффект! Пристальный взгляд прямо в душу, до мурашек!
Мозаика собрана по картине Г. Корницелиуса (1825-1898 гг) «Искушение Христа».
Оригинал до 2-й Мировой войны хранился в Королевской национальной галерее (Берлин), а после войны картина пропала. Сохранился только ее фотоснимок.
Уральские мастера Камнерезного Дома Антонова воссоздали сюжет Корницелиуса. На заднем плане Дьявол потянулся, чтобы надеть на голову Иисуса Христа корону… что будет дальше?
Картина собрана из редких пород яшмы в технике флорентийской мозаики. Завершена в 2023 г и, как и все «детища» Антонова, выставляется здесь, в родном Екатеринбурге.
Очень сильно и само панно, и его подача!
А после «встречи» с Иисусом ты, немного ошарашенный и задумчивый, сразу попадаешь … на корриду.
В МЦИ не просто ходишь из зала в зал, а как бы гуляешь по проспекту и заглядываешь в разные двери.
Чтобы пускали везде, есть смысл покупать единый билет. В августе 2023 он стоил 400 руб.
Европейский зал и коррида
В этом зале — скульптуры «западной» тематики. Авторство — Камнерезный Дом А. Антонова.
Взгляд моментально приковывают «Тореадор» и «Фламенко».
Стройная молодая испанка как будто на мгновение замерла, взмахнув подолом.
Струящаяся ткань, складки на платье, летящие оборки — вот-вот она оживет, сойдет с пьедестала и закружится в танце.
Грация, экспрессия, динамика, огромное внимание к деталям — и всё это в камне!
Техника — объемная мозаика. То есть, девушка не вырезана из камня, а грубо говоря, собрана из отдельных деталей-кусков. Детали так тщательно подбираются по цвету и соединяются, что вся скульптура выглядит единым монолитом.
С объемной мозаикой камнерезы работали и до А. Антонова, но его мастерская вывела технику на новый уровень. Здесь, в Екатеринбурге, научились создавать рекордные по величине скульптуры.
Раньше изделия в технике каменной мозаики не превышали 30 см. Для сравнения: высота Тореадора (на фото ниже) — 1 м 35 см.
Сейчас это самая высокая скульптура из объемной мозаики в мире! Но первым побившим рекорд был метровый «Джокер» (его на выставке не было).
И «Фламенко», и «Тореадор» — динамичные, сочные, яркие. И все эти цвета натуральные. Камни для их создания подбираются тщательнейшим образом.
Костюм матадора — из редкого синего родусита. Чулки — из родонита особенно яркого цвета. Кстати, глыба на Плотинке — это тоже родонит. Вот он.
На украшение костюма матадора ушло 11.000 жемчужин, серебро и золото — оно на изнанке плаща (мулеты).
Приглядимся к мулете. Если внимательно рассматривать плащ матадора, на нем отчетливо видна тень быка. Массивная голова с рогами!!!
Тореадор в огромном напряжении. Обратите внимание на мимику и даже капли пота на лице!
А кожа? Что за камень здесь использован?
Кремний. Минутка удивления — так вот он какой, тот самый Si из таблицы Менделеева!
«Тореадор» и «Фламенко» входят в коллекцию «Коррида». Она была бы неполной без быка. И он тут есть!
Бык — из лазурита и золота. И это тоже уникальная скульптура, потому что создана в новой технике «кракелюровая мозаика». Придумали ее в Камнерезном Доме Антонова.
Бык и «Фламенко» были закончены в 2020 г. Первым появился Тореадор — в 2019 г. Работа над триптихом «Коррида» заняла 7 лет.
Другие композиции Европейского зала посвящены литературе и сказкам.
Русалочка, Снежная королева, Дон Кихот и Санчо Панса, Кролик из «Алисы в стране чудес».
Все фигуры с высочайшей детализацией: ледяная птичка на посохе у Снежной королевы, бабочка на носу осла, живые глаза белого кролика.
Посмотреть можно выше в галерее.
На этом произведения Камнерезного Дома А. Антонова не заканчиваются. Ура! Потому что после Европейского зала хочется еще и еще!
Но прежде чем попасть в другие залы, проходишь палеонтологическую выставку и музей камня.
Палеонтологическая выставка
Небольшая, но любопытная. Можно сказать «притулилась» в коридорчике в цокольном этаже по пути на выставку камней.
Отпечатки вымерших моллюсков аммонитов и членистоногих трилобитов (похожих на гигантских мокриц).
Там, где их находят, было древнее море. У нас, в Кировской области, тоже обнаруживают такие ископаемые отпечатки.
Самыми любопытными нам показались вылупляющиеся из яиц динозаврики.
Ну и еще зубы древних акул, пожалуй.
Музей камня
Редкие, необычные и такие яркие — с трудом верится, что это камни.
В «Главном проспекте» собраны камни из коллекции В. А. Пелепенко. Он объехал все месторождения бывшего СССР, привозил экспонаты из-за границы.
Причем по образованию Владимир Андреевич никак не связан с минералами. Он инженер-электрик. А камни стали его хобби.
В музее представлены как необработанные камни…
… так и работы из них.
В русском зале собраны камни из месторождений нашей страны и изделия из них.
В центре — витрины с минералами, изделия из них и «Александр Македонский» работы камнерезного дома Алексея Антонова.
Видео из зала музея
А кто же такой этот А. Антонов?
Алексей Антонов — известный камнерез с мировой славой. В прессе его даже сравнивают с Фаберже.
Но те, кто далек от современного камнерезного искусства (как мы до посещения МЦИ), вероятно, не слышали этого имени.
Больше об Алексее Николаевиче Антонове можно узнать в последнем зале цокольного этажа МЦИ. Там, помимо работ Камнерезного Дома, собраны награды и грамоты.
А тут же по ТВ можно послушать интервью с Алексеем Антоновым.
Краткая справка.
Алексей Николаевич Антонов:
— Член Союза Художников России, заслуженный мастер России, мастер международного класса.
— Родился 5 сентября 1973 г в Свердловске.
— С отличием и медалью ВДНХ закончил художественное ПТУ № 42. Став камнерезом, пошел по стопам отца.
— Работал на старейшей камнерезной фабрике «Русские самоцветы» (действовала с XVIII в)
— После ликвидации ОАО «Русские самоцветы» в 2000 г открыл свою камнерезную мастерскую.
Сегодня работы «Дома Антонова» можно найти в частных коллекциях русских и зарубежных коллекционеров, в государственных музеях и здесь, в «Главном Проспекте».
В Камнерезном Доме Антонова любят создавать тематические серии. Есть «Герои», «Святые», «Былинные богатыри»…
Актеры
Герои сказок
Славянские духи
И это далеко не все шедевры, представленные на выставке.
Рассматривать их можно очень долго и каждый раз будешь находить новые и новые детали и «фишечки»: мышка за сундуком Кощея, кокетливая дамская сумочка за плечом Кикиморы, серебряная рыболовная сеть на плечах Водяного.