Побег из Крыма, судьба «брата-близнеца» и другие интересные факты об «Адмирале Кузнецове» – единственном российском авианосце

«Адмирал Кузнецов» в 2017 году

«Адмирал Кузнецов» в 2017 году

В наступившем 2024 году единственный в составе ВМФ России тяжелый авианесущий крейсер (авианосец) «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» проекта 1143.5 должен наконец-то выйти на испытания после длительного ремонта. Будет это так или нет, покажет время, а пока я хочу рассказать вам семь интересных фактов об этом корабле очень непростой судьбы.

«Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» в Средиземном море в 1996 году

«Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» в Средиземном море в 1996 году

Перед тем, как начать, определимся с терминологией. «Адмирал Кузнецов» официально классифицируется как тяжелый авианесущий крейсер, поскольку помимо авиагруппы он был вооружен сверхзвуковыми крылатыми ракетами П-700 «Гранит», запускаемыми из шахт под полетной палубой. Но давайте смотреть правде в глаза: корабль обладает полноценной полетной палубой и скомпонован именно как авианосец. Ракеты в последний раз с него запускали лет 30 назад, в 1990-х ракетный пост вывели из строя, случайно залив мазутом. Теперь же шахты для «Гранитов» и вовсе убрали во время капитального ремонта.

Шахты для П-700 в открытом положении

Шахты для П-700 в открытом положении

Пуск П-700 «Гранит» с борта «Адмирала Кузнецова»

Пуск П-700 «Гранит» с борта «Адмирала Кузнецова»

Причины, почему в СССР не хотели строить авианосцы без ударного вооружения, рассматривать сегодня не будем, это лучше сделать в отдельном материале, а сейчас наконец-то переходим к обещанным фактам.

Факт №1. Корабль переименовывали четыре раза

С момента закладки и до зачисления в состав Северного флота ВМФ СССР корабль переименовали четыре раза. Перечислим все имена.

1 сентября 1982 года на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве состоялась церемония закладки. Будущий ТАВКР по традиции назвали Ригой: предыдущие авианесущие крейсеры также именовались в честь столиц советских республик: Киев, Минск, Баку. Выделялся только Новороссийск, который входил в РСФСР и не был даже областным центром, но зато является Городом-героем.

Меньше, чем через три месяца, 22 ноября, корабль переименовали в честь почившего двумя неделями ранее генерального секретаря КПСС Леонида Брежнева.

В наступившем 2024 году единственный в составе ВМФ России тяжелый авианесущий крейсер (авианосец) «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» проекта 1143.-4

В 1987 году, 11 августа, на волне Перестройки авианосец еще раз переименовывают, теперь в честь столицы Грузии. Под именем «Тбилиси» корабль выходит на испытания.

И наконец 4 октября 1991 года ТАВКР в последний раз переименовывают. Теперь в честь Адмирала Флота СССР Николая Кузнецова, который руководил флотом во время Великой Отечественной войны и выступал за строительство авианосцев.

Факт №2. Корабль спасли, уведя из Севастополя под покровом ночи

ТАВКР «Адмирал Кузнецов» строился для Северного флота и был зачислен в его состав 20 января 1991 года, еще почти год базировался в Севастополе для испытаний и тренировок летчиков, которые учились посадкам на авианосец сначала на специальном наземном комплексе НИТКА, а затем уже практиковались на реальном корабле.

История «побега» в разных источниках отличается в деталях, но в целом они сходятся на том, что в конце осени командир корабля Виктор Ярыгин получил от председателя украинской рады Кравчука телеграмму, в которой ТАВКР объявлялся собственностью Украины. Ему предписывалось оставаться на севастопольском рейде до дальнейших решений.

Однако командир не стал слушаться руководителя не существовавшего на тот момент государства и при поддержке прилетевшего в Крым заместителя командующего Северного флота Юрия Устименко поздно вечером 1 декабря 1991 года вывел корабль с севастопольского рейда и направил в сторону Босфора. Переход на Северный флот продолжался около месяца, за это время предстояло обогнуть Европу. На момент экстренного ухода часть команды, летчики и самолеты остались на берегу. Те из них, кто отказался присягать Украине, позже отправились в след за кораблем.

Адмирал Кузнецов во время перехода на Северный Флот в 1991 году

Адмирал Кузнецов во время перехода на Северный Флот в 1991 году

Думаю, что сложно спорить с тем, что «Адмирал Кузнецов» вряд ли бы сохранился до наших дней, если бы достался после раздела флота Украине.

Команда авианосца своими смелыми действиями безусловно спасла корабль. Уверен, что оставшись в Крыму, «Адмирал Кузнецов» рисковал бы повторить судьбу недостроенного крейсера «Украина» (ржавеет до сих пор в Николаеве), либо был бы продан в тот же Китай как недостроенный «Варяг».

Факт №3. У единственного российского авианосца есть китайский брат-близнец

В 1985 году на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве был заложен еще один тяжелый авианосный крейсер. Он был практически идентичен предшественнику, строился по проекту 1143.6 и получил имя «Рига». Да, как «Кузнецов» при закладке в 1982 году. В 1990 еще недостроенный корабль переименовали в «Варяг».

В 1993 году готовый примерно на 70% ТАВКР отошел по договору Украине. В конце 1990-х его выкупил китайский бизнесмен: утверждалось, что из него сделают развлекательный центр, как это было с другими проданными в КНР советскими ТАВКР – «Киев» и «Минск».

В наступившем 2024 году единственный в составе ВМФ России тяжелый авианесущий крейсер (авианосец) «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» проекта 1143.-6

Его очень долго и упорно тащили к китайским берегам. Сначала на протяжении 16 месяцев Турция не хотела пускать авианосец через Босфор из-за отсутствия на недостроенном корабле работающей двигательной установки.

«Варяг» проходит через Босфор в 2001 году

«Варяг» проходит через Босфор в 2001 году

Потом уже в Эгейском море во время сильного шторма оборвался трос и «Варяг» несколько дней дрейфовал. Затем из-за запрета на проход через Суэцкий канал крупных кораблей без двигательной установки огромную махину пришлось буксировать вокруг Африки. Всего буксировка в китайский порт заняла больше полутора лет: с июня 2000 по март 2002 года.

«Ляонин» у берегов Конконга

«Ляонин» у берегов Конконга

С 2005 по 2011 год корабль проходил через капитальный ремонт и модернизацию на судостроительном заводе в Даляне. В сентябре 2012 года «Ляонин» был официально принят в состав ВМФ НОАК, став первым китайским авианосцем.

«Ляонин» в Филиппинском море весной 2021 года. На палубе видны самолеты J-15, созданные на основе прототипа Су-33, купленного у Украины

«Ляонин» в Филиппинском море весной 2021 года. На палубе видны самолеты J-15, созданные на основе прототипа Су-33, купленного у Украины

Факт №4. В составе авиагруппы ТАВКР «Адмирал Кузнецов» есть Су-25, которые не являются штурмовиками

Нередко встречаю в сети утверждение о наличии в авиагруппе «Адмирала Кузнецова» штурмовиков. Это не так.

С единственного российского авианосца, когда он не находится в ремонте, летают одноместные истребители Су-33 и МиГ-29К, учебно-боевые МиГ-29КУБ и Су-25УТГ. Это не привычные нам «Грачи», а разработанная специально для тренировки палубных летчиков учебно-тренировочная версия. Всего выпущено 10 серийных самолетов и один прототип.

Модификация УТГ создана на основе учебно-боевого Су-25УБ. От базовой машины корабельные спарки отличаются усиленной конструкцией, полным отсутствием систем вооружения (ни прицелов, ни держателей, ни пушки) и наличием тормозного гака, которым самолет цепляется за трос авиафишинера.

Су-25УТГ на аэродроме

Су-25УТГ на аэродроме

Под крыльями самолета можно заметить четыре держателя, но они предназначены не для вооружения, а для установки подвесных топливных баков.

Су-25УТГ на палубе «Адмирала Кузнецова»

Су-25УТГ на палубе «Адмирала Кузнецова»

Су-25УТГ предназначены для обучения и тренировки палубных летчиков. Прежде, чем пересесть на тяжелые одноместные Су-33 летчики сначала отрабатывали взлет и посадку именно на Су-25УТГ.

Правда сейчас в распоряжении палубных летчиков еще есть и поставленные в 2014 году двухместные МиГ-29КУБ. Но это все равно более сложные и дорогие самолеты, поэтому оставшиеся несколько Су-25УТГ еще полетают.

Су-33 и МиГ-29КУБ на палубе «Адмирала Кузнецова». Источник фото: https://vk.com/deckaviation

Су-33 и МиГ-29КУБ на палубе «Адмирала Кузнецова». Источник фото: https://vk.com/deckaviation

Кстати, существовал проект двухместной учебно-боевой версии Су-33 с кабиной, где летчики сидели бок о бок. Всего собран один экземпляр. У собственных Вооруженных сил денег на него не нашлось, потом была надежда на китайских партнеров, но они решили скопировать строить палубные самолеты своими силами. В итоге проект полностью закрыли в 2009 году.

Су-33УБ

Су-33УБ

Факт №5. Полетная палуба ТАВКР не оборудована катапультами

При взлете с палубы «Кузнецова» самолетам приходится надеяться только на собственные двигатели. Дело в том, что на корабле отсутствует паровая катапульта, которая помогала бы разгонять их до нужной скорости.

F/A-18 взлетает при помощи катапульты с палубы одного из американских авианосцев

F/A-18 взлетает при помощи катапульты с палубы одного из американских авианосцев

Из-за этого Су-33, МиГ-29К и МиГ-29КУБ вынуждены летать весьма ограниченным боекомплектом и запасом топлива. Чтобы оторваться от палубы было проще, предусмотрен трамплин.

МиГ-29К взлетает с трамплина. Су-33 ждет своей очереди

МиГ-29К взлетает с трамплина. Су-33 ждет своей очереди

Паровые катапульты планировали ставить на советские авианосцы начиная с атомного «Ульяновска». Но его разобрали на стапеле в 1992 году при готовности порядка 18 процентов.

Вид на летную палубу с трамплина

Вид на летную палубу с трамплина

Факт №6. В состав авиагруппы «Адмирала Кузнецова» должны были войти в первые в мире сверхзвуковые «вертикалки» Як-141

Як-141 демонстрирует вертикальный взлет

Як-141 демонстрирует вертикальный взлет

Самолет вертикального взлета и посадки Як-141 был очень долгожданной машиной для советской палубной авиации. Он должен был заменить Як-38 и Як-38М, базировавшиеся на ТАВКР «Минск», «Киев», «Баку» и «Новороссийск», тем самым серьезно повысив их боевую эффективность. Также планировалось, что Як-141 войдет и в состав авиагруппы будущего «Адмирала Кузнецова».

Як-41 (позднее он станет Як-141) готовится к старту с палубы ТАВКР «Тбилиси» (будущий «Кузнецов»). Фантазия художника журнала Soviet Military Power

Як-41 (позднее он станет Як-141) готовится к старту с палубы ТАВКР «Тбилиси» (будущий «Кузнецов»). Фантазия художника журнала Soviet Military Power

Новый самолет по сравнению с предшественниками обладал куда большими возможностями: РЛС, мощный двигатель с форсажным режимом, сверхзвуковая скорость, широкая номенклатура управляемого вооружения. Во время испытаний на Як-141 установили 12 мировых рекордов.

К сожалению, доводка новинки сильно затянулась и первую посадку на авианосец (это был «Адмирал Горшков», ранее называвшийся «Баку») Як-141 совершил только осенью 1991 года. Вскоре во время очередного испытательного полета произошла авария при посадке, закончившаяся пожаром. Летчик выжил, прототип успели потушить, но больше он не летал и был восстановлен как музейный экспонат.

Через пару месяцев не стало огромной страны, не стало и финансирования. В итоге опытный самолет повозили по выставкам и на этом его история закончилась.

Як-141 на авиасалоне «Фарнборо» в 1992 году

Як-141 на авиасалоне «Фарнборо» в 1992 году

Факт №7. Во время еще не оконченного ремонта «Адмирал Кузнецов» затонул плавучий док, а сам авианосец горел

Не хотел я касаться многочисленных проблем, которые постоянно преследуют единственный отечественный авианосец, но тут пройти мимо невозможно. Хорошо известно, что у «Адмирала Кузнецова» есть проблемы с двигательной установкой. Из-за ее неисправности корабль не особо разгоняется быстрее 10-12 узлов при максимальных 29, показанных на испытаниях. О том, как дымит ТАВКР, также широко известно, в том числе за рубежом. Да что уж говорить, если «Адмирал Кузнецов» вне походов базируется на судоремонтном заводе.

«Адмирал Кузнецов» и его дымовой след

«Адмирал Кузнецов» и его дымовой след

В 2018 году начался очередной большой ремонт, в ходе которого на корабле планируется заменить летную палубу с трамплином, систему управления взлетом и посадкой, силовую установку, смонтировать новые ЗРК. Кроме того, из-под палубы «Адмирала Кузнецова» уберут шахты для крылатых ракет «Гранит». Одно время ходили слухи, что вместо них могут появиться пусковые установки для «Калибров», но от этой идее, судя по всему, отказались.

30 октября 2018 года во время проведения доковых операций плавучий док ПД-50, в котором находился ТАВКР, начал стремительно набирать воду и уходить на дно. Авианосец остался на плаву, но получил повреждения: на палубу упал один из двух больших кранов, что имелись на ПД-50.

«Адмирал Кузнецов» в ПД-50 в 2006 году

«Адмирал Кузнецов» в ПД-50 в 2006 году

Версии произошедшего высказывались разные: перебои с электроснабжением, неработающие аварийные насосы из-за отсутствия солярки, трещина из-за плохого состояния металла на почти 40-летнем доке. Потихоньку тема заглохла, и что именно стало причиной, толком неизвестно.

Если урон от падения крана посчитали незначительным, то потеря самого большого плавучего дока в европейской части России не могла не сказаться на сроках ремонта. В итоге пришлось в ускоренном темпе из двух смежных доков на 35-м судоремонтном заводе делать один большой, способный принимать такие большие кораблик как «Адмирал Кузнецов».

На этом неприятности не закончились. Примерно через год, 12 декабря 2019 года во время проведения сварочных работ на второй платформе энергетического отсека произошел пожар, в результате которого два человека погибли, более десяти пострадали. Кроме того, сгорели несколько километров силовых кабелей и главный распределительный щит.

В наступившем 2024 году единственный в составе ВМФ России тяжелый авианесущий крейсер (авианосец) «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» проекта 1143.-22

Как выяснилось позже, загорелась пропитанная мазутом ветошь в подпалубном пространстве. На нее через технологические вырезы и отверстия попали искры от сварки. Само собой, происшествие не могло не повлиять на сроки ремонта, который изначально планировали закончить еще в 2021 году.

Сейчас на дворе уже 2024-й. Но единственный отечественный авианосец с ремонта пока не вышел. Длительный ремонт «Адмирала Кузнецова» стал уже мемом в околовоенных сообществах в соцсетях. В ВК даже появилась группа, в которой каждый день сообщают, вышел ли ТАВКР с ремонта или нет.

Пример поста из группы про ремонт авианосца

Пример поста из группы про ремонт авианосца

Остается надеяться, что сроки больше не будут сдвигаться и ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» наконец-то выйдет в море на испытания в наступившем 2024 году.

На этом на сегодня все. Надеюсь, что вам было интересно. Если да, то ставьте пальцы вверх и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые интересные материалы.

lifesmilegoess.ru
Побег из Крыма, судьба «брата-близнеца» и другие интересные факты об «Адмирале Кузнецове» – единственном российском авианосце
Разбираю и плачу
Разбираю и плачу: почему пришлось снести со своего участка большую и удобную теплицу