Почему никогда не построят канал «Каспийское море — Персидский залив» в Иране

Проект судоходного канала между Каспийским морем и Персидским заливом для получения выхода к Индийскому океану, минуя проливы Босфор и Дарданеллы в Турции, возник в России ещё в конце XIX века, а с осложнением отношений Ирана со странами Запада, идею подхватили и раскрутили уже в самой ближневосточной республике. На карте реализация проекта кажется простой и недолгой, но уже сами иранские эксперты признают: строительство канала скорее пиар-кампания правительства нежели реально осуществимый проект. Впрочем, обо всём по порядку.

Карикатура на реакцию "западных партнёров" на строительство "Иранского канала". Источник изображения: https://www.naftema.com

Карикатура на реакцию «западных партнёров» на строительство «Иранского канала». Источник изображения: https://www.naftema.com

Канал «Иранруд»

Иран, обладающий огромным ресурсным потенциалом, издавна привлекал внимание ведущих государств мира. Благодаря бурному экономическому развитию и санкционному давлению стран Запада, внимание к транзитным возможностям Ирана лишь усилилось со стороны Китая и России, а также стран лишённых выхода в мировой океан: Казахстана и Туркменистана.

Выгоды от эксплуатации канала очевидны и позволили бы России избежать использование Босфора и Дарданелл в Турции, и Суэцкого канала в Египте. Источник изображения: https://financialtribune.com

Выгоды от эксплуатации канала очевидны и позволили бы России избежать использование Босфора и Дарданелл в Турции, и Суэцкого канала в Египте. Источник изображения: https://financialtribune.com

Всего насчитывается пять вариантов реализации проекта канала «Иранруд» (Иранская река»). Наиболее коротким является Западный вариант проекта канала протяжённостью 700 километров от города-порта Бендер-Энезели на Каспийском море до города Бендер-Хомейни на берегу Персидского залива. Ширина канала — 58 метров, глубина — 4,5 метра. Стоимость проекта оценивается от десяти до тридцати миллиардов долларов, период строительства — 25 лет. Более протяжённый восточный вариант канала, считается наиболее вероятным для реализации, ввиду менее пересечённой местности, по которой пройдёт его трасса.

Варианты маршрутов канала "Иранруд". Наиболее предпочтительным является самый восточный из них. Источник изображения: https://tejaratnews.com

Варианты маршрутов канала «Иранруд». Наиболее предпочтительным является самый восточный из них. Источник изображения: https://tejaratnews.com

В настоящее время насчитывается ещё четыре проекта строительства судоходных каналов призванных соединить Каспийское море с мировым океаном, три из которых предусматривает строительство на территории России, но не помогающих избежать необходимости использования турецких проливов Босфор и Дарданеллы, как это удалось бы в случае реализации проекта «Иранруд».

Почему канал «Каспийское море — Персидский залив» никогда не построят

Существует множество причин, которые делают реализацию проекта канал «Иранруд» крайне сложной, но технически возможной. Среди прочего отмечаются:

  • Перепады высот между Каспийским морем и Персидским заливом достигающих 29 метров, так как уровень воды в Каспии ниже уровня воды в Мировом океане;

Продольный разрез местности вдоль Восточного маршрута канала. Источник изображения: https://m.marefa.org

Продольный разрез местности вдоль Восточного маршрута канала. Источник изображения: https://m.marefa.org

  • Сложный рельеф местности на всём протяжении маршрута канала. Иран — преимущественно горная страна, и местами перепады высот могут достигать свыше 1000 метров. Вдобавок ко всему, трасса канала будет проходить в сейсмоактивной зоне, где появление лишней влаги станет источником увеличения количества и мощности землетрясений;

Восточный вариант маршрута канала более протяжённый (1100 километров), но пролегает в преимущественно низменных территориях. По мнению сторонников строительства, вдоль трассы канала можно создавать озёра-водохранилища с солёной водой, что позволит увеличить улов рыбы. Источник изображения: https://www.skyscrapercity.com

Восточный вариант маршрута канала более протяжённый (1100 километров), но пролегает в преимущественно низменных территориях. По мнению сторонников строительства, вдоль трассы канала можно создавать озёра-водохранилища с солёной водой, что позволит увеличить улов рыбы. Источник изображения: https://www.skyscrapercity.com

  • Затраты электроэнергии. Пересечённый рельеф местности обязывает строить канал с системой шлюзов и насосов, что приведёт к колоссальным тратам электричества и автоматическому удорожанию стоимости прохода судов. По оценкам экспертов, для обеспечения проекта электроэнергией потребуются ещё три Бушерской АЭС;
  • Самая главная проблема, которая по сути и ставит крест на реализации мегапроекта, так это отсутствие пресной воды для заполнения протяжённого канала. Солёная вода из Каспия или Персидского залива, которой планируется наполнить канал, здесь не приветствуется, так как неминуемо приведёт к засолению почвы вдоль трассы сооружения, а с пресной водой в Иране серьёзные проблемы и опреснение лишь увеличит стоимость проекта. Для наполнения канала потребуется около трёх кубических километров пресной воды.

Строительство трубопровода "Каспийское море - Семнан" для доставки морской воды с целью опреснения. Старт проекту был дан президентом Ирана Махмудом Ахмадинежадом в 2012 году, однако бунт общественности, учёных и даже депутатов Меджлиса Ирана вынудил президента заморозить строительство. Источник изображения: https://en.radiofarda.com

Строительство трубопровода «Каспийское море — Семнан» для доставки морской воды с целью опреснения. Старт проекту был дан президентом Ирана Махмудом Ахмадинежадом в 2012 году, однако бунт общественности, учёных и даже депутатов Меджлиса Ирана вынудил президента заморозить строительство. Источник изображения: https://en.radiofarda.com

Сухопутный канал: Трансиранская магистраль

Иранские эксперты рекомендуют властям республики не зацикливаться на реализации канала «Иранруд» считая проект амбициозным и экологически опасным, и рассматривают более простой и перспективный вариант скоростного «сухопутного канала» в виде двухпутной железной дороги от побережья Каспийского моря к Персидскому заливу. Для этого предлагается модернизировать и расширить уже существующую Трансиранскую железную дорогу, в которую уже с участием российского и китайского капиталов вливаются инвестиции (производится электрификация участка пути). Сложности во взаимоотношениях Ирана и Азербайджана, из-за симпатий и тесного экономического сотрудничества Ирана с Арменией, делают сложным, а порой и невозможным использование транспортного коридора на территории Азербайджана, что является весьма простым и выгодным, но политически трудным.

Трансиранская магистраль является альтернативой "Иранской реке", но требует модернизации и расширения. Источник фото: "Objectif-Rail" № 77/ 2016 год

Трансиранская магистраль является альтернативой «Иранской реке», но требует модернизации и расширения. Источник фото: «Objectif-Rail» № 77/ 2016 год

Выгодное географическое положение Ирана, где страна словно расположена на перекрестке между Востоком и Западом, позволяет с большой пользой использовать железные дороги. В Германии, в первой половине ХХ века, предлагали продолжить нить магистрали Багдадский железной дороги до иранского Ахваза с целью продолжения её строительства и соединения с железнодорожной сетью Индии. В случае реализации проекта, уже к 1940 году Иран был бы пронизан сетью железных дорог с севера на юг и с запада на восток.

Трансиранская магистраль. Источник изображения: "Objectif-Rail" № 77/ 2016 год

Трансиранская магистраль. Источник изображения: «Objectif-Rail» № 77/ 2016 год

В настоящее время успешно реализован проект строительства железной дороги между Ираном и Афганистаном Хаф — Герат с дальнейшим намерением протянуть ветку до Мешхеда. Планируется реализация серьёзного проекта по строительству железной дороги Армения — Иран протяжённостью 470 километров, с выходом в грузинский порт Поти, что позволит Ирану стань государством-транзитёром уже между Чёрным морем и Индийским океаном (стоимость проекта оценивается в два миллиарда долларов).

Действующие транспортные коридоры Ирана. Красным цветом - железные дороги, жёлтым - морские/шоссейные пути. Источник изображения: https://www.onthemosway.eu

Действующие транспортные коридоры Ирана. Красным цветом — железные дороги, жёлтым — морские/шоссейные пути. Источник изображения: https://www.onthemosway.eu

Выводы. Иран постепенно опутывает себя сетью железных дорог соединяя их с железнодорожной сетью соседних государств, что позволяет государству реализовать в полной мере свой транзитный потенциал с наименьшими затратами. Идея строительства канала между Каспийском морем и Персидским заливом является лишь красивым проектом, который никогда не будет реализован по ряду технических и экономических проблем. В этом вопросе, по крайней мере иранские учёные и эксперты, уже давно поставили точку.

lifesmilegoess.ru
Почему никогда не построят канал «Каспийское море — Персидский залив» в Иране
Пророк-Математик оказался прав?
«Пророк-Математик оказался прав?»: В Пустыне показался Предвестник Судного дня