Поставила «кол» за диктант. К концу года ученика не узнала, рассказываю о силе его самооценки

Ученика четвертого класса звали Саша. А я была учителем, и это был мой выпуск перед уходом в декрет.

Саша учился плохо. Не могу сказать, что был отъявленным двоечником, неучем или глупым мальчиком. Нет, у него были способности и были перспективы, мог учиться лучше, получать одни «пятерки». Но он, видимо, не хотел.

Если у ребенка у самого нет желания хорошо учиться, то никто и ничто ему не поможет стать «отличником». Нет волшебства, есть только желание, мотивация и труд.

Однажды я поставила ему «кол» за диктант по русскому языку. Никому и никогда не ставила подобные отметки. «Двойки» — самое меньшее и худшее в моем арсенале. А тут сама от себя не ожидала подобного: поставить ребенку вдруг сразу «кол».

Это был не контрольный диктант, а обычный тренировочный на обычном уроке. Писали его в обычных рабочих тетрадках во время классной работы. Ничего сложного в нем не было. Дети написали его хорошо. Даже иностранные ученики, кому сложно давалось изучение русского языка, сделали в диктанте гораздо меньше ошибок.

Фото автора. Диктант в начале четвертого класса

Фото автора. Диктант в начале четвертого класса

Ошибки почти в каждом слове! А то и по несколько. Я просто схватилась за голову, когда проверяла его работу: «Саша, ну как так? Как можно было так плохо написать и быть таким невнимательным?» Это была худшая работа в классе. Никаких «См», «плохо» или «будь внимательнее» — подобные оценки его диктанту я ставить категорически не хотела. Это «колышная» работа, тогда зачем писать все эти отписки? Зачем жалеть ребенка? Я была тогда возмущена и влепила «кол».

В журнал я, естественно, эту отметку не поставила. Я вообще старалась не ставить плохие отметки за тренировочные упражнения никому из класса.

На уроке я увидела, что Саша расстроился, но не заплакал. Я смотрела на него и жалела, что просто не написала ему в тетрадке «Очень плохо. Сделать работу над ошибками». Ведь он мог после этого «кола» опустить руки, как это делают большинство учеников с «двойками». Они рассуждают так: зачем учить, зачем стараться что-то делать, если мне все равно поставят «два»? И они перестают стремиться, у них пропадает желание и мотивация.

И я переживала, что из-за выставленной «единицы» потеряю ученика и уже не будет того мальчика «со способностями и перспективами, который может учиться лучше и получать одни пятерки», о котором я писала в начале статьи.

Это тот ученик. Фото автора, сделала на уроке технологии

Это тот ученик. Фото автора, сделала на уроке технологии

Но я ошибалась в своих рассуждениях. После уроков я позвала его к себе и спросила, что с ним, не заболел ли? Саша ответил, что нет, все в порядке. Я долго говорила ему, что это никуда не годная работа, что он может лучше, что мама его расстроится, что ему необходимо заниматься с логопедом, и вообще быть собранней и внимательней.

Через пару дней я взяла его тетрадку по математике с домашней работой, которую он сделал хорошо, без ошибок, но всё еще далёкую от «пятерки» из-за почерка, исправлений и неаккуратности. Я показала эту тетрадку всему классу:

Смотрите, ребята, как надо выполнять домашнюю работу! Всё сделано верно, к задаче грамотно составлена краткая запись, примеры без единой ошибки.

Класс не ожидал, что я покажу именно Сашину тетрадь, а сам Саша сидел гордый-гордый. Я этого и добивалась. Нашла за что его похвалить перед всем классом, несмотря на то, что домашняя работа была написана с кучей исправлений. Через время я нашла за что похвалить его перед классом по русскому языку. Потом и по другим предметам. На родительском собрании расстроенной маме Саши я говорила: «Хвалите его иногда». И для нее это было в новинку. Она ведь привыкла ругать его за двойки.

Что я увидела в итоге:

У ученика повысилась самооценка и мотивация к учебе. Он теперь тянул руку, чтобы я его спросила и похвалила, он вызывался к доске, чтобы получить хорошую отметку, он старательно писал все письменные работы. Прошел курс занятий у логопеда. К концу четвертого класса я перестала его узнавать. В хорошем смысле этого выражения. Саша стал получать только пятерки и четверки, почерк и внимательность улучшились. Глазки горели, стремление к знаниям, к учебе было на высоте. Его мама в конце года гордилась сыном и улыбалась мне.

И теперь я уже с радостью вспоминаю свой первый и его первый «кол». А стал бы Саша таким, каким он стал к концу четвертого класса, если бы я не поставила за диктант «кол», а просто ничего бы не поставила, как это делают другие учителя. И ничего не сказала бы маме ученика и никогда и ни за что не хвалила бы его перед классом. Я просто бы его упустила…

Делаем правильные выводы:

  • Не упускаем нужное время для повышения успеваемости
  • Повышаем у ребенка самооценку, хвалим его
  • Повышаем мотивацию, формируем желание учиться
lifesmilegoess.ru
Поставила «кол» за диктант. К концу года ученика не узнала, рассказываю о силе его самооценки
Моя сестра не работала никогда
Моя сестра не работала никогда, зато пенсию получает 23 000р., а я всю жизнь отпахала на заводе, пенсия 19 000р.