Тайны астраханских набережных

Интересно, а какие призраки обитают здесь?

Интересно, а какие призраки обитают здесь?

Мой город пронизан каналами, совсем как Венеция, а по обеим сторонам этих каналов старинные купеческие особняки хранят множество тайн и загадок. Построенные в XIX веке, или в самом начале XX — до революции — все они пережили своих хозяев. Но далеко не каждый дом их владельцы покидали по естественному ходу истории и жизни. Трагедии, произошедшие в этих стенах, породили множество легенд о призраках. И самое интригующее в том, что и сейчас, в XXI столетии, привидения астраханских набережных по-прежнему являются горожанам, несмотря на весь скептицизм поколения цифровой реальности.

Как я уже сказала, набережных в Астрахани много, чего стоят только одни названия: набережная Казачьего ерика, набережная Приволжского затона, Центральная (в разговорном обиходе) — она же Городская (по-старому), она же Петровская (по-новому).

А еще есть Комсомольская набережная, набережная Волжских зорь, Золотого затона и реки Прямая Болда. И это далеко не весь список «улиц вдоль воды». И можно прожить в городе всю жизнь и так и не побывать на каждой из них. Если только не задаться подобной целью.

Набережная имени 1 Мая от Варвациевского моста.

Набережная имени 1 Мая от Варвациевского моста.

Но по двум городским набережным из всех существующих не раз, и не два проходил или проезжал каждый астраханец. И дело вовсе не в том, что они расположены в самом центре города и проходят в шаговой доступности параллельно одна другой. Мне кажется, что причиной тому — некое мистическое притяжение, не случайно же, оказываясь на них намеренно или случайно, начинаешь ощущать реальность несколько иначе.

Это Красная набережная и Набережная имени 1 Мая. Первая идет по берегам канала Кутум и до 1920 года так и называлась — Кутумская. Вторая проходит вдоль берегов одноименного канала и была переименована из Варвациевской набережной в том же 1920 году в память о демонстрации рабочих 1 мая 1906 года.

В этом здании на Красной набережной изначально находилась Астраханская картинная галерея.

В этом здании на Красной набережной изначально находилась Астраханская картинная галерея.

Именно в особняках, стоящих по их плавно изгибающимся берегам, и обрели свой вечный НЕпокой призраки из давно прошедших времен.

И нашу прогулку мы начнем с дома № 106 по Набережной имени 1 Мая. Этот дом известен в народе под названием «Дом с башенкой», но не все знают, что в жилом помещении располагалась настоящая домашняя обсерватория с самым современным для рубежа XIX-XX веков оборудованием. Давно нет в ней астрономических приборов, но вот призрак девушки по имени Оленька до сих пор там. Единственная дочь богатого астраханского купца лишилась матери, едва появившись на свет, и была так тяжело больна, что не могла ходить. Сейчас уже и не узнать диагноз несчастной девочки, передвигавшейся по дому в кресле на колесиках, да это и неважно. Важно другое: именно по просьбе дочери отец и пристроил к дому ту самую башенку, в которой для Оленьки оборудовали обсерваторию. Говорят, что девушка ночи напролет проводила, наблюдая за звездами в телескоп, и даже вела ей одной понятные записи, состоявшие из цифр и зашифрованные от посторонних глаз. В какой-то момент родные обратили внимание, что девушка, и так не блещущая здоровьем, стала чахнуть буквально на глазах, почти перестала разговаривать и всё больше и больше времени проводила в башне.

И вот однажды утром Оленьку нашли мёртвой. Дневник лежал рядом, последняя запись гласила: «Теперь я знаю… «

Несчастный отец буквально поселился в обсерватории, пытаясь понять загадочную запись. Дела его постепенно пришли в упадок, сам он умер в полной нищете. Дом с башенкой сменил множество хозяев, после революции его превратили в коммуналку, дожившую до наших дней.

Тот самый дом с башенкой.

Тот самый дом с башенкой.

А что же Оленька? А Оленьку частенько слышат: сверху, из башни, заброшенной и заколоченной из-за ветхости, доносится скрип колёсиков, словно её инвалидное кресло ездит кругами, управляемое рукой хозяйки. И слуховые галлюцинации здесь не причём. Есть и другое доказательство присутствия духа Оленьки: время от времени механические часы, те, что со стрелками и циферблатом, начинают идти назад во всех квартирах одновременно. Дом номер 106 не может похвастаться молодыми продвинутыми жильцами, в большинстве квартир живут пенсионеры, и часы у них как раз со стрелками, поэтому Оленькины «забавы» не остаются незамеченными.

Оленька — дух, никому не причиняющий вреда, но она явно даёт понять, что ей есть, что сказать. Вот только пока никто не в силах ни разгадать её тайну, ни помочь покинуть наш мир.

А мы выходим из Дома с башенкой, поворачиваем налево, переходим Варвациевский мост и оказываемся на противоположной стороне набережной, у дома номер 65. Сейчас в этом доме несколько квартир с частичными удобствами, раньше — в советское время — был детский сад, а ещё раньше, в начале ХХ века, его купил или снял для своей возлюбленной один состоятельный астраханец. Сейчас и не узнаешь, почему он не мог жениться на этой девушке. Может, уже был женат, а, может, из-за разницы в социальном статусе. Главное другое — любовная связь между ними была крепкой и долгой. Родился сын. А он по-прежнему навещал теперь уже их двоих в этом двухэтажном доме.

Пока однажды не нашёл любовницу убитой, лежащей у подножия лестницы на второй этаж.

А мальчик исчез бесследно. Эта таинственная история наделала в своё время много шума среди горожан, но правды так и не узнали. То ли смерть женщины была местью обманутой жены, то ли грабители польстились на лёгкую добычу? И куда пропал ребёнок? Живым или мёртвым унесли его из этого дома?

Обитель Женщины в белом.

Обитель Женщины в белом.

Постепенно трагедия стала уходить из памяти астраханцев, пока в доме не открыли детский сад. Случилось это спустя около полувека с тех страшных событий, но как только в комнатах зазвучали детские голоса, а по полу стали бегать детские ножки, на площадке второго этажа время от времени начала появляться Женщина в белом. Есть немало свидетельств воспитателей и нянечек того детского сада, видевших её — всегда неизменно грустную. Образ несчастной матери похож на белую дымку, но ни с чем не спутать эту призрачную фигуру.

Часто Женщина в белом появлялась и среди спящих в тихий час детей, склонялась над кроватками, но ни разу не испугала ни одного ребёнка.

Когда садик перевели в другое здание, а дом снова отдали под квартиры, Женщина в белом никуда не исчезла.

Говорят, что пока она не найдёт своего исчезнувшего сына, она будет вечно привязана к этому дому.

Теперь давайте пойдём по этой же стороне набережной к старейшему городскому рынку «Большие Исады». Под номером 101 перед нами окажется великолепный особняк в стиле «эклектика», построенный из двух абсолютно зеркальных половин.

Усадьба братьев Гулюмовых, 1894. В официальном списке культурного наследия - усадьба Д.Г. Агабабова (по имени последнего владельца).

Усадьба братьев Гулюмовых, 1894. В официальном списке культурного наследия — усадьба Д.Г. Агабабова (по имени последнего владельца).

Братья-предприниматели Гулюмовы были настолько дружны не только между собой, но и семьями, что заказали известному архитектору проект дома на оба семейства. И всё бы шло хорошо и гладко, если бы не роковое решение уехать из России в предчувствии предстоящих революционных перемен. Один из братьев с семьёй перебрался за границу, чтобы начать обустройство на новом месте. Второй остался в Астрахани улаживать дела, и буквально за пару дней до отъезда был зверски убит налётчиками, прознавшими, что всё золото, драгоценности и немалую сумму денег он перенёс из банка домой, готовясь к отъезду.

Убили мужчину буквально на пороге дома, убили на глазах маленького сына, который сидел на балконе и в ожидании отца складывал кубики.

От страшного потрясения мальчик лишился дара речи. В первый раз убийц спугнули, но они вернулись спустя несколько дней. Ворвавшись в дом и не найдя того, за чем явились, они замучили до смерти всё несчастное семейство. Почему-то особо изощрённые пытки они устроили ни в чем не повинному ребёнку, вероятно, приняв его немоту за нежелание говорить о тайнике. С чего убийцы взяли, что мальчик дошкольного возраста может знать тайны взрослых, уже никогда не выяснить. Но страшная смерть настигла и его.

Дом лишился хозяев и долгое время стоял необитаемым. А на балконе второго этажа вдруг стал появляться мальчик, складывающий кубики. Запоздавшие прохожие терялись в догадках, откуда в нежилом здании ребёнок? А когда сообразили, что в кубики играет замученный сын убитого предпринимателя, дом Гулюмовых стали обходить по другой стороне канала.

Иногда сама собой рядом с малышом загоралась свечка, и жители окрестных домов не сразу, но поняли, что эта горящая свеча предвещает городу большой пожар.

И хотя с тех трагических событий прошло больше века, мальчика, складывающего кубики, и сейчас видят на балконе его когда-то родного дома.

Наша прогулка продолжается на Красной набережной. И на первом же изгибе канала под номером 43 перед нами здание бывшего Центрального родильного дома. В его стенах, по рассказам астраханских старожилов, обитает сразу несколько привидений.

Среди них — призрак многодетной матери, которая умерла в последних родах, проклиная врачей, не сумевших её спасти. Там же и привидение акушерки, которая проработала в этом роддоме больше пятидесяти лет и настолько «вросла» в него при жизни, что осталась и после смерти. Говорят, что она всегда появлялась при тяжёлых родах, и врачи понимали, что мать и ребёнок чудом, но будут спасены.

Усадьба М.К. Будаговой, бывшая родильным домом, сейчас - Центр здоровья семьи и репродукции.

Усадьба М.К. Будаговой, бывшая родильным домом, сейчас — Центр здоровья семьи и репродукции.

В 1970-е роддом ещё принимал рожениц, появиться в нём на свет было «престижно» — по советским меркам. Но принимали, конечно же, всех будущих мамочек. Одна из них и родила своему мужу сынишку.

Счастливый отец примчался к роддому на мотоцикле, но почему-то не справился с управлением и разбился насмерть прямо под его окнами.

Эту историю и сейчас рассказывают молодые в те годы астраханцы. Мои родители тогда жили в шаговой доступности от Центрального роддома, и об этой трагедии узнали практически сразу. С тех пор в ночь годовщины ужасного события тишину разрывает рёв несущегося мотоцикла на абсолютно пустой дороге, а когда он смолкает, слышится плач ребёнка. Ребёнка, так и не увидевшего своего отца.

От бывшего родильного дома мы пройдём буквально с десяток шагов и окажемся перед светло-кремовым особняком астраханского рыбопромышленника Шелехова. В этом доме он жил со своей дочерью — красавицей Марией, для которой не жалел денег ни на итальянское фортепиано, ни на наряды из Лондона и Парижа.

Вход в особняк Шелехова - свободный.

Вход в особняк Шелехова — свободный.

Отцовское счастье закончилось в один миг — в 17 лет Мария заболела туберкулёзом. Надо ли говорить, что девушку лечили лучшие столичные и заграничные врачи, но в те годы чахотка была неизлечима.

Говорят, что именно за этим окном была комната Марии.

Говорят, что именно за этим окном была комната Марии.

Коварство этого заболевания ещё и в том, что ранняя диагностика почти невозможна, а именно она могла бы помочь справиться с болезнью. Ведь вначале больные туберкулёзом выглядят порой лучше, чем в здоровые дни: с «интересной бледностью», ярким румянцем и блестящими глазами. К тому же начинается потеря веса, и многие дамы той поры в счастливом неведении часто принимали болезнь за чудо возвращенной красоты. И только потом начиналось истощение, постоянный озноб от высокой температуры заставлял глаза уже не интригующе блестеть, а жутко стекленеть, лихорадочный румянец не вызывал восхищенного трепета в мужских сердцах, а непрекращающийся кашель и кровохарканье уносили последние силы. И порой туберкулёз убивал человека в считанные недели, за что и назывался «скоротечной чахоткой».

Особняк Шелехова, на фронтоне под крышей вензель "МШ".

Особняк Шелехова, на фронтоне под крышей вензель «МШ».

Так случилось и с юной Шелеховой. После её смерти отец буквально сошёл с ума, не веря, что дочь уже не воскресить. Он закрылся в её комнате наедине с мёртвым телом и не давал приступить к похоронам почти месяц, уверяя всех, что это всего лишь глубокий обморок, и его Машенька непременно очнётся.

Каждый день он наряжал её в модные платья, усаживал у окна с видом на набережную в любимом кресле, читал ей вслух…

Обеспокоенные родные уговорили единственного слугу, которому доверял Шелехов, и из чьих руках принимал пищу и питьё, подать ему снотворное. Когда купец уснул, тело Марии спешно повезли в церковь для отпевания и погребения. Однако священник отказался отпевать Марию, потому что…

Выглядела она совсем как живая, скорее, уснувшая, а не как умершая почти месяц назад!!!

Врачам пришлось приложить немало усилий, чтобы доказать, что девушка действительно мертва и уже очень долго, что диагноз подтверждён, а смерть зафиксирована целым консилиумом известных врачей.

Марию похоронили. По возвращении с кладбища все думали только об одном: как воспримет похороны дочери очнувшийся от сна отец? А Шелехов вёл себя так, словно ничего не случилось: спокойно разговаривал с Марией, задавал вопросы и, кажется, слышал ответы…

Эта лестница ещё помнит шаги Марии Шелеховой.

Эта лестница ещё помнит шаги Марии Шелеховой.

А потом дух Марии стали видеть и слуги, и её подруги, навещавшие отца девушки. Всё они в один голос твердили, что, если не знать о том, что она мертва и похоронена, перед тобой — живой человек из плоти и крови.

В светлых сумерках Мария часто появлялась и на балюстраде — своём любимом месте на крыше особняка, и в окне своей комнаты, где её также нередко видели и прохожие.

Балюстрада. Видна только со двора усадьбы.

Балюстрада. Видна только со двора усадьбы.

После революции то ли по иронии судьбы, то ли по знаку свыше, в усадьбе Шелехова устроили туберкулёзный диспансер.

И Мария Шелехова стала навещать тех, кто должен умереть в ближайшие сутки.

Поначалу больные всерьёз спрашивали сестёр о новенькой сиделке, но натыкались на их полное недоумение. А когда кто-то высказал предположение о призраке, пациенты в один голос утверждали, что для привидения она слишком уж «телесная»: кровати скрипели, когда девушка на них присаживалась, рука, касавшаяся руки больного, была тепла и осязаема, звук её шагов был слышен ещё некоторое время после ухода из палаты.

Остатки статуи Марии Шмидт из итальянского мрамора. Портретное сходство скульптуры в полный рост с оригиналом поражало воображение горожан.

Остатки статуи Марии Шмидт из итальянского мрамора. Портретное сходство скульптуры в полный рост с оригиналом поражало воображение горожан.

Может, дело в том, что Мария слишком долго была неупокоенной, и её телесный облик задержался в нашем бренном мире почти в том же виде, что и при жизни?

Усадьба Шелехова сменила множество собственников. Её покупали и продавали иной раз по несколько раз за год. В конце концов, дом, пользующийся дурной славой, предложили в качестве филиала Астраханской картинной галерее. Документы оформляли непозволительно долго, согласовывая то одно, то другое, но в результате город и галерея остались «при своих».

Сейчас в особняке Шелехова множество контор, арендующих офисы, на которые варварски поделили прекрасное здание.

Так вот, сотрудники рассказывают, что иногда видят девушку, проходящую по коридорам. Бывали случаи, когда её принимали за посетительницу и спрашивали, чем помочь.

Кстати, Мария никогда не появляется из ниоткуда и не исчезает на глазах очевидцев. Она просто молча уходит за поворот коридора, который через мгновение оказывается пустым.

Поведение призрака словно показывает, что она не хочет пугать живых, может, потому что вполне осознаёт собственную потустороннюю сущность?

А тем умирающим больным она, похоже, тоже являлась из сострадания, пытаясь облегчить страх перед смертью и показать, что и ПОСЛЕ жизнь продолжается.

Огромный старый дуб, наверное, помнит прежних хозяев усадьбы.

Огромный старый дуб, наверное, помнит прежних хозяев усадьбы.

Старинных домов на астраханских набережных много, и на этих пяти особняках мистические истории не заканчиваются, а только начинаются. В каждом из домов, отражающемся в водах каналов, есть своя неразгаданная до наших дней тайна.

P. S. На набережной имени 1 Мая, 143 находится и бывшая усадьба конезаводчика Козлова. Центральный фронтон основного здания украшает фигура лежащего льва. Очевидцы утверждают, что глаза и пасть у царя зверей то открыты, то закрыты. Хотите — верьте, но лучше — проверьте!

Лев на фронтоне усадьбы С.И. Козлова, 2-я пол. XIX в. На этом фото - не спит.

Лев на фронтоне усадьбы С.И. Козлова, 2-я пол. XIX в. На этом фото — не спит.

lifesmilegoess.ru